На протяжении истории человечества менялись верования, культуры, народы переходили по земле, занимая новые территории, разные предметы становились символами веры. Так, человеком всегда почиталось и обожествлялось оружие. Такое оружие считалось носителем живой сущности. Это было одушевлённое оружие. Все артефактное оружие напрямую связано с религией, верой и культами. Взгляды, разбор любого артефактного оружия связаны с субъективными верованиями и взаимоотношением верующих с объектами сил.
До принятия христианства оружие было символом почти каждого божества. Такое оружие рассматривалось верующими, как проявление божества, его символической сути либо действия. С точки зрения экклесиологии[1] ритуальное оружие в качестве символа веры того времени было подобно распятию Иисуса Христа.
Именно в этом понятии оружие было сакрально. Жреческое оружие считалось мистическим телом божества, ритуалам которого оно служило. Совершаемые с помощью сакрального оружия таинства являлись мистической жизнью божеств. Присутствующие на сакральных ритуалах верующие, принимая участие в таинствах, начинали ощущать себя в единстве с божествами, а жрецы, совершающие ритуал – артефактом божеств. Верующие и сами жрецы сознательно или несознательно отдавали часть своей энергии, часть своей души, часть своей силы и веры на создание артефакта.
Имея в руках жреческое (сакральное) оружие, считая себя живым воплощением божества на земле (его проводником, его орудием), жрецы считали себя ответственными за мировые потоки и были вечными участниками битв богов. Жрецы считали, что, обладая силой (часто приходящей к ним через артефакты), они могут влиять не только на ход истории, но и своей личностью помочь почитаемому божеству во Вселенской битве за справедливость. Путём регламентированных действий они вмешивались в ход борьбы, противостоя враждебным силам, борясь с ними.
Культы, связанные с сакральным оружием, разнились, но их объединяет отличие артефакта (сакрального оружия) от рабочего оружия[2] и необходимость посвящения и прохождения инаугурации его носителей. Каждый артефакт имеет свою судьбу, связанную со жрецом-носителем, с его жизнью и смертью, с возрождением культа либо передачи его жрецам-хранителям, ожидающим прихода истинного жреца (жреца-носителя). Все культы, связывающие артефакт с его божеством, рассматриваются только через теологию и идеологию того времени, когда культ ещё имел силу.
Нарушение же культовых ритуалов, связанных с сакральным оружием или выбором жреца-носителя, влечёт за собой нарушение мистического тела божества, его метафизического воплощения[3] . Это ритуальное кощунство приводит к непредсказуемым последствиям.
От рабочего оружия артефакт (сакральное оружие) отличается ритуальным его изготовлением, причём в каждом культе приёмы единения носителя с оружием разные. Таким клинком является махайра[4] , чьим последним носителем был Гефестион[5] .
Сакральное оружие, как оружие жрецов, борющихся не только на астральном плане, но и с материальным противником, было разнопланово. Среди такого оружия были и артефакты нападения, и артефакты защиты. К оружию нападения можно отнести меч Эниалия, меч Сигурда, пламенный меч Пророка (он же меч херувима). К оружию защиты можно отнести Щит Марса. Согласно преданию, он упал с неба и использовался для охраны Рима от врагов[6] .
Сюда же можно отнести артефактное копьё Логина. Сакральными были акинак у скифов, золотой кинжал шумеров. К оружию, являвшемуся телом божества, относились и луки, и копья. С каждым сакральным оружием была связанна легенда и культ. У каждого сакрального оружия была своя паства. Об оружии пишут Ричард Ф. Бёртон, Альфред Хаттон.
Сакральное оружие
[1] Наука о церкви
[2] рабочее – используемое по своему прямому назначению – для войны, не участвующее в жреческих ритуалах, в его изготовлении рациональность довлеет над красотой и символизмом.
[3] Холодное Оружие, М., Аванта+, 2004 г., с.30.
[4] Холодное Оружие, М., Аванта+, 2004 г., с.84.
[5] Б.Г.Гафуров, Д.И.Цибукидис, “Александр Македонский и восток“, М. 1980 г
[6] А.Наговицин, “Мифология и религия этрусков“, Рефель-бук 2000, с. 361