Недавно я познакомился с Валерием – удивительным человеком, который всегда увлекался педагогикой, пусть и выучился на инженера в строительном университете. Я решил записать с ним разговор, чтобы поделиться с вами жизнью отца, который самостоятельно обучает своих детей дома.
Такая форма статьи для меня в новинку, но надеюсь, что вам понравится этот формат.
Я: Думаю, вас часто об этом спрашивали, но все же – почему домашнее образование, а не школа?
В: Потому что мир увлекателен, и я не мог себе позволить запереть детей в школе. Они – любознательны и важно не потушить в них этот огонь. Их мозг как губка впитывает информацию и прекрасно ее запоминает.
Школа лишает веселья, по крайней мере, так было у меня. Мне не хотелось там учиться.
Я: И все же, может есть конкретные причины?
В: У каждой семьи, которая переводит детей на домашнее обучение, есть свои причины (смеется). Для меня были важны два момента: умение принимать собственные решения и способность переносить неудачи.
Я хочу, чтобы мои сыновья (у Валерия 2 сына, одному 11 лет, другому 7 лет) были уверены в своих силах, что они смогут преодолеть все трудности. Я бы хотел, чтобы они не боялись мира: спрашивали, искали, принимали решения, экспериментировали, совершали ошибки и учились на них.
Думаю, что школа прививает комплексы ребенку, поэтому и решил попробовать домашнее обучение.
Я: Как вы обучаете своих детей?
В: Через игру. По сути, мы просто дурачимся, и я ненавязчиво даю им новые знания (улыбается).
Я: Ну ведь это немного похоже на обман. Это как подсовывать таблетки в еду.
В: Возможно. Но все-таки я бы не стал так сравнивать. Если мои дети не хотят изучать намеченную тему, то мы изучаем другое.
Я: То есть у вас нет какой-то определенной системы?
В: Я уверен, чтобы обучение было эффективным, оно не должно быть принудительным.
Не стоит ожидать конкретных результатов. Домашнее обучение как бескрайнее море. Плыви и наслаждайся.
У меня нет конкретных учебных планов. Конечно, я понимаю, что в школьной контрольной работе будут такие-то задания, и постепенно веду детей к ним.
Я: То есть, ваше обучение – полная импровизация?
В: Можно сказать, да, но не совсем полная (смеется). В голове стараюсь держать, что сегодня бы надо познакомить детей с таблицей умножения. А дальше просто постепенно подталкиваю их к этому. Иногда получается, иногда нет.
Мои сыновья, возможно, не смогут плавать, ездить на велосипеде или играть в шахматы, но я хочу, чтобы у них была возможность научиться плавать, ездить верхом и играть. Наука не может быть скучной.
Обучение – это свобода, радость открытия своего собственного пути: спорт, писательство, астрономия и все, о чем вы мечтаете.
Я: А как насчет результатов?
В: Пока сложно сказать что-то определенное. Пока все контрольные работы дети пишут хорошо – на четверки и пятерки, но что будет дальше не знаю. Они обгоняют по некоторым аспектам своих одноклассников: быстрее читают и считают, уже пишут свои собственные рассказы.
Но школа такого не любит. Моему старшему недавно поставили тройку только за то, что он не написал ответ в задачи. То есть он ее решил, но не написал само слово «ответ». Как за такое можно поставить тройку?
Учился бы мой ребенок в школе, он бы наверняка расстроился. А так он лишь посмеялся над этим. Он уже сам прекрасно понимает, что эта тройка никак не повлияет на его жизнь.
Вот еще в чем прелесть домашнего обучения. Дети понимают, что действительно важно, а что нет. Никакая двойка не собьет их с пути, потому что они знают, что это всего лишь кривая линия в тетради.
К сожалению, нет возможности добавить сюда всю статью, но надеюсь, вам было интересно ее прочитать.
Пишите в комментариях, стоит ли делать такой формат и брать интервью у учителей.