Просматривая фильм «Служебный роман», я обратила внимание на картину, висящую дома у Людмилы Прокофьевны, но не придала ей значения.
Недавно это произведение попалось мне на глаза в одном из каталогов, и я сразу вспомнила кадры из фильма. Мне захотелось разобраться, как, по замыслу режиссера, эта картина должна характеризовать Калугину.
Картина в квартире
Вспомните: во время ужина, на который Калугина пригласила Новосельцева, этот портрет мелькает в кадре довольно часто. Он является единственным броским украшением комнаты и создает очень яркий и интересный акцент в квартире главной героини.
Картина называется «Девушка в матроске» Модильяни. Юное слегка загорелое лицо ярко выделяется на сером фоне. Одна из отличительных черт работ художника — у женщины на портрете невероятно длинная шея.
Брови выщипаны в тонкую ниточку по моде того времени, а глаза подернуты голубовато-серой дымкой.
История портрета
Принято считать, что это портрет 22-летней Анны Ахматовой. Во время своего медового месяца в Париже в 1910 году она познакомилась с Амедео Модильяни. У них случился короткий, но бурный роман.
Модильяни написал более 10 портретов с изображением Ахматовой. Она, в свою очередь, посвятила ему множество своих стихов.
Я уверена, что на картине «Девушка в матроске» изображена вовсе не Ахматова. Да и по датам не сходится, так как произведение было написано в 1918 году.
По одной из версий, на ней изображена Жанна Эбютерн, неофициальная жена Модильяни. Их отношения начались в 1917 году.
Но самая правдоподобная, на мой взгляд, версия — на картине изображена Мари Фере, девушка с юга Франции, работавшая служанкой. Об этом говорят данные музея Метрополитен в Нью-Йорке, где и находится этот портрет.
Кроме того, эта модель присутствует и на другой картине художника, которая называется «Юная служанка».
Роль портрета
У настоящего мастера, такого как Рязанов, каждая деталь в кадре выверена и имеет свое значение. Это же касается и портрета, которому отведено почетное место на стене.
Я думаю, таким образом режиссер хотел показать, что Людмила Прокофьевна — тонкий ценитель искусства.
Для большинства обывателей живопись Модильяни является не более чем непонятной «мазней». Но для тех, кто разбирается, Модильяни — непревзойденный колорист, мастер крупного плана и гений абриса.
Далеко не каждый может оценить его необычный стиль и манеру воспроизведения. А вот Калугина смогла.
Скорее всего, для Людмилы Прокофьевны девушка на портрете — это ее внутреннее «я». И в глубине души она такая же: грациозная нимфа с добрым лицом и подернутым дымкой взглядом.
А как вы считаете, каким образом эта картина характеризует хозяйку квартиры?