Найти тему
АвтоДвиж

Зима в СССР на архивных фото – неизвестные и позабытые моменты

В этом году зима в центральной части России наконец-то стала напоминать таковую из нашего детства. Морозы, сугробы и неспособность коммунальщиков оперативно справляться с последствиями погодных «сюрпризов». Впрочем, последний момент как раз оставался незыблемым, сколько себя помню, а вот от сугробов уже стал отвыкать…

Зато теперь есть повод сравнить то, что видим из окна сейчас, с тем, что можно найти на фотографиях, сделанных в СССР. Как там поживали машинки в «снегах по пояс», может, раньше им было лучше?..

ПМ-130 на «зиловском» шасси и Т-469А на «уазике» убирают снег на Красной Площади
ПМ-130 на «зиловском» шасси и Т-469А на «уазике» убирают снег на Красной Площади

Начнем с незыблемого - снегопогрузчиков «золотые ручки». Они были, есть, и, наверное, долго еще будут неотъемлемой частью наших городов. Как и самосвалы с наращенными бортами, чтобы за одну ходку увозить как можно больше. Правда, сейчас техника стала современнее, но сам процесс, когда у водителей отнимают одну полосу, чтобы процессия самосвалов во главе со снегопогрузчиком ме-е-е-едленно ползла вдоль улицы, остался неизменным.

Кстати, кто-то еще помнит, куда вышеупомянутые самосвалы отвозили свой снежный груз? Понятно, что сейчас они едут к ближайшей снегоплавилке, которая сливает странную субстанцию, собранную с дорог, в канализацию. А тогда?

На всякий случай, напомню – снег сбрасывали прямо в ближайшую речку. Конечно, он был не идеально чистый, но если сравнить с тем, что представляет городской снег сегодня…

Самосвалы ЗИЛ-ММЗ-585 и МАЗ-205 сваливают снег в Москву-реку. Москва, 1966 год
Самосвалы ЗИЛ-ММЗ-585 и МАЗ-205 сваливают снег в Москву-реку. Москва, 1966 год

Впрочем, «золотые ручки» вместе со своими спутниками-самосвалами были нужны только тогда, когда хватало места, куда можно «запулить» снег. Но если сбоку было пространство, где снег мог лежать, никому не мешая, в дело вступали шнекороторные снегоуборщики.

Если процесс сгребания снега лопатками снегопогрузчиков завораживал, то «шнекоротор», отправляющий снежный фонтан в полет метров этак на двадцать, приводил мальчишек в бурный восторг. Кого я обманываю – за работой этой техники мне нравится наблюдать и сейчас!

Зато во дворах раньше снег или не чистили вовсе, или чистили, как положено. По крайней мере, забавных фотографий, когда легковушка «сидит» на сугробе, вокруг которого убрали весь снег, я не встречал.

Зато нашлось фото высокогорной станции исследования космических излучений «Арагац», расположенной на одноименной горе в Армении. Там на двух снимках с одной датой и «висящий» гусеничный вездеход есть, и «Москвич» на идеально чистой поверхности имеется.

Удивительно, но за столько лет совершенно не поменялись «зимники». Те же бескрайние снежные пустоши, такие же ледяные дорожки, накатанные в снегах, даже техника встречается явно из тех времен. Да и пункты для отдыха не сильно изменились – разве что их количество немного увеличилось.

Вот интересно, думал ли в далеких 70-х кто-то, что спустя полвека водителям нужно будет ровно столько же мужества, чтобы работать на этих трассах. Что вытаскивать технику из полыни так и останется обычным явлением. Или все же верили, что если уж в космос летаем, то и дороги сможем построить нормальные…

Переправа через реку Уйги. Хабаровский край, 1975 год
Переправа через реку Уйги. Хабаровский край, 1975 год

А ведь были места, где на дороги никто и не рассчитывал. Те, кто работал в Арктике и Антарктике, сразу знали – дороги, равно как и все, к чему привыкли остальные, для них непозволительная роскошь. Их автомобили – гусеничные вездеходы. Их поезда – волокуши, прицепленные к гусеничному трактору. Их аэродром – утрамбованная снежная площадка…

Но были и те, для кого снежная зима была в радость. Как и нечищеные дороги, кстати. Эти веселые люди – испытатели. Как раз их полностью устраивало реально положение вещей с очисткой дорог и направлений. В конце концов, автомобили-то эксплуатировались наяву, а не в бумажных отчетах, где все было замечательно.

А уж как радовались хорошему снегу создатели различных снегоходов. Вот им было раздолье, чтобы испытать свои наработки в различных режимах при самой разнообразной погоде. И не беда, что холодно. Мороза бояться – снегоход не водить. К тому же, там и «закрытые» варианты были.

Ну, и какая же зима в советском Союзе без военных. Уж они-то точно не могли упустить возможности загнать свою технику туда, откуда выехать можно только на танке. И чем глубже снег, тем лучше! Чем непролазнее чащоба – тем замечательнее. Наверное, поэтому и зимних снимков армейской техники не меньше, чем в любую другую пору года…