Однажды чешские программисты создали игру «Сожги Лидице», в которых были довольно простые правила: выигрывает тот, кто наберёт больше всего баллов за наименьшее время. За определенные действия, например убийство чеха, давали 50 очков. Но как только игрок нажимал кнопку «начать игру» появлялся вопрос: «А ты вообще-то понимаешь, что делаешь? Это не игра, это реальность! Лидице давно сожгли дотла!» Затем предлагалось перейти на сайт, где рассказывалась история о том, как фашисты стёрли с лица земли целую чешскую деревню всего за сутки. Цель авторов такой затеи была познакомить чешских подростков с историей своей страны. За два дня сайт посетило более 12000 человек. Читали ли они сайт, это другой вопрос, а вот до фашистского поведения, выходит, их отделял всего один клик.
Существует много разных компьютерных игр, где предлагается построить цивилизацию, начиная с маленького острова. И дети неплохо справляются с таким жанром. А если не справился, начинаешь сначала. Делов-то.
Но что, если детей, не знавших компьютера, поселить на необитаемых остров? Уильям Голдинг в книге «Повелитель мух» так и сделал. А дети сами придумывали себе правила жития, вот только никто не дал им начать все сначала. Правила быстро менялись. Все пошло не по сценарию компьютерной игры «цивилизация», а как будто по той, где предлагалось сжечь деревню.
Сердце человека - глубокие воды. Надо ли их вычерпывать? Кто там обитает в этой глубине: Бог или дьявол, здравый смысл или безумие? Взрослые привыкли прятать своего Вельзевула (повелителя мух), а дети даже не знают, что он вышел и гуляет на свободе. Вот только он одинаково страшен, где бы не находился.
Читать книгу надо, чтобы знать, где сейчас твой повелитель мух: внутри или снаружи.