Найти в Дзене
Думка

Украина в миниатюре: Киевские мастера создают один из крупнейших макетов в Европе. ФОТО

Декораторы, столяры, маляры, механики и айтишники – в конце марта 2020 года команда из 35 человек начала строительство макета Украины. Рекордную миниатюру украинской железной дороги в мастерской на Татарке в Киеве обещают закончить за 15-16 месяцев.

Модель размером 15 на 7 метров станет самой большой в стране. Ее планируют выставить на обозрение публики до конца лета 2021-го в одном из столичных торговых центров. Но это будет лишь первым этапом.

Глобальная цель Киевской мастерской-сделать крупнейший в Восточной Европе макет на железнодорожную тематику, который будет равен площади двух теннисных кортов.

Десятки локомотивов и авто, ландшафты, промышленные объекты и памятники архитектуры – в фантазии об идеальном мире частные инвесторы вкладывают миллионы гривен.

Моделирование, что кажется детским занятием, может выглядеть по-взрослому. Проект Miniland.UA – это микс лаборатории, цеха и офиса с компьютерами, различными приборами, станками и микроскопами.

То, что принято называть "миниатюрой", в руках демиургов из Татарки приобретает такие масштабы, что превращается в наглядный пример оксюморона. И образец того, на что способны люди, объединенные общей идеей.

Презентация
На обочине дороги замерли две лошади и телега, груженная стогом сена. Наверху сидит веселый мужчина с бутылкой чего-то крепкого. У подводы отвалилось заднее колесо. Рядом притормозила полицейская машина.

Сценки для миниатюр придумывают на этапе проектирования макета
ВСЕ ФОТО: ЭЛЬДАР САРАХМАН
Пока двое стражей закона регулируют движение на трассе, третий пытается починить тележку. Их рост - около двух сантиметров. На ногте мизинца может уместиться каждый из участников идиллической сценки, делая ее сказочной и по форме, и по сути.

- Видите, Фира почти перевернулась. Фирман-несмышленыш. Ему полиция поможет. Но потом, я уверен, накажет за то, что он в таком состоянии уехал, – говорит Павел Гущин.

Павел-профессиональный архитектор родом из Львова, гитарист группы Season of Melancholy, играющий romantic metal. Последние пару лет он занимает одну из руководящих должностей в Miniland.UA -частном многомиллионном проекте со стейкхолдерами, чьи имена здесь не называют.

-2

Павел: "в Европе моделирование гораздо популярнее, чем в Украине"
В моделирование железных дорог Гущин, как и многие в мастерской на Татарке, влюбился с детства. В начале 90-х, когда ему было три года, крестный подарил стартовый железнодорожный набор Piko из бывшей ГДР.

- Локомотив тогда дорого стоил, нереально его было достать. Долгое время я по полу катал вагончики. А потом уже была большая коллекция.

О своем увлечении, которое стало любимой работой, Павел рассказывает, стоя у презентационного стенда размером метр на метр. Нажимая на кнопку сбоку, он включает освещение, два поезда на узкоколейке и наполняет бутафорский мир звуками.

-3

Даже возле небольшого макета можно задержаться надолго, забывая о времени
Щебет птиц, шум машин и поездов, мычание коров и кудахтанье кур помогают осмыслить миниатюру тем, у кого туго с воображением. Тем, у кого проблемы с ней нет, хватит хорошего зрения и свободного времени, чтобы рассмотреть все в мелочах и оживить увиденное.

Медитация
- Только руками не трогайте! - предупреждает Павел Гущин. - Купол дважды уже ломали.

Возле деревянной церкви под мелодию колоколов и стук вилок за длинным столом собралась шумная компания.

-4

Моделисты воспроизводят то, что им нравится в реальной жизни
Застывшие жесты и позы свидетельствуют, что людям весело. На тарелках – микроскопические курица, хамон, арбуз, рыба, шашлык. Посуда и бутылки – размером от одного до четырех миллиметров.

- Свадьба? - пытается угадать репортер.

– Крестины. Видите, выносят из церкви ребенка? И два фотографа работают, - комментирует Павел.

-5

Так может выглядеть лилипутское застолье глазами Гулливера
Часть фигурок для миниатюр покупают, часть делают сами. Некоторые на 3D-принтере, некоторые-из дерева.

– У нас тут грибы даже есть, - помогает усмотреть картину Гущин.

- Где? - всматривается журналист.

- Надо в лес идти. Это-белый гриб. А там-лось. Здесь – туристы сидят с гитарами у костра и палаток. Собака рядом.

-6

В презентационном макете показали кусочек Карпат и украинского быта

-7

Движение авто, поездов, трамваев делает миниатюры динамичными
Чем больше рассматриваешь этот небольшой макет, тем больше замечаешь новых деталей. Вот, например, дом лесника. Его жена кормит кур, в то время как муж отдыхает на скамейке. Вот-скалолаз, зависший на скале.

– Мне нравится, что я могу показать людям другой взгляд на пространство, – говорит Гущин. - Сначала человек видит какую-то непонятную штуку. А потом ходит возле макета: первый круг, второй, третий... Начинает замечать что-то меньшее, еще меньше.

Это-медитация по существу. Отделяешься от существующего мира и ныряешь сюда.

Компьютеризация
- Дима, а поставьте, пожалуйста, мост Выдубичи на место.

– Аккуратно, аккуратно ставим! - отзывается человек в халате. – Как саперы говорят: "Вдохнуть! Не дышать!".

-8

Шаблоны для инфраструктурных объектов моделисты берут в реальной жизни
В основном помещении мастерской кипит работа. Голоса, запах краски, шум от шлифовки – все это похоже на муравейник, где у каждого своя роль. Там же, за компьютерами, работают дизайнеры, проектировщики, инженеры, программисты.

Огромный, еще не завершенный макет впечатляет. И это – лишь первая часть масштабного проекта, которую обещают показать в Киеве через несколько месяцев.

-9

Под железнодорожные пути укладывают специальное покрытие, которое уменьшает вибрацию
Улучшенную версию Украины собирают из деревянных, фанерных модулей, начиняя их электроникой.

– Силовой каркас, на него установлен рельеф, сверху – металлическая сетка. А потом окончательно формируется ландшафт из гипса, – рассказывает Павел Гущин, пока его коллега наносит водоэмульсионку на холмы.

-10

Макет состоит из множества пронумерованных модулей, которые можно разобрать и собрать в другом месте
Технологичность происходящего становится понятной, если заглянуть внутрь конструкции – там сотни метров проводов.

– Значительная часть работы – проектирование, программирование, электроника, автоматизация. Есть системы, благодаря которым ездят локомотивы, машины. Сигнализация, освещение, переезды, стрелки, – показывает Павел.

Все это подключено к компьютерам.

– Вот здесь будет теневая станция для заправки машинок, – объясняет Гущин. - Когда авто посылает сигнал, что разряжается аккумулятор, ее отправляют автоматически по дороге "под землю". Туда, где будут элементы, которые будут заряжать машину также автоматически.

– Управляют движением с помощью передатчиков в виде спутников, которые висят над макетом, – продолжает он. - С помощью ультразвука они посылают сигнал на приемники, которые есть в авто.

-11

На самой высокой точке устанавливают Олесский замок

-12

На замке будут микроскопические фонари из металла с крошечными светодиодами

Модельки людей тоже не сидят сложа руки и латают крышу замка
Железнодорожные станции Гайворон и Ивано-Франковск, шахта, электростанция. Городской трамвай. Олесский замок. Виадук в Ворохте, выращенный на 3D-принтере. Мост в Яремче и тоннеле. Река с настоящей водой, плотиной и мельницей. До ста единиц подвижного состава. Все это вместит детище моделистов из Татарки.

- Мы хотим показать, что в Украине есть много прекрасных вещей и достопримечательностей, на которые стоит посмотреть и которые надо хранить, – говорят в мастерской.

Сублимация
Лес в моделировании растет так: сперва скручивают из проволоки каркас, покрывают его полимерной глиной и разрисовывают. Затем выращивают листья или иглы, используя различные виды синтетических волокон.

За день один декоратор по озеленению может сделать до пяти деревьев

В отделе флоры и фауны пока преимущественно хвойные деревья
Анастасия Стрельченко-одна из тех, кто занимается флорой. В отдельной комнате с помощью статического электричества и флокатора (специального инструмента) наносит иглы на ветки.

– Это так называемый "флок", – сыплет она синтетические крупицы на каркас, обрабатывая его аэрозольным клеем. - И так нужно делать около 15 минут.

Настя показывает, как на соснах появляются иголки
Этот процесс Стрельченко, магистр психологии, сравнивает с рисованием. Ее руки постоянно заняты. Никаких соцсетей, только музыка и аудиокниги – идеальная работа для душевного равновесия.

– У меня остались клиенты, с которыми продолжаю сеансы по выходным. Советую им тоже превратить хобби в профессию, – говорит она.

Статическое электричество, клей и частицы поролона творят чудеса

Готовые деревья ждут своего места на будущем макете
Таких, как Настя, в Miniland.UA много. Среди них есть музыканты, бывшие бизнесмены, айтишники, врачи, реальные железнодорожники и даже артисты. Всех их объединяет потребность творить и решать сложные инженерные задачи.

- Мы за семь дней не справимся создать мир, как Бог. Хотя наш Артур за семь дней может создать где-то пять своих планеток, - подводит к рабочему месту одного из сотрудников Павел Гущин.

Фамилия Артура-Боссо. Певец и киноактер. Родился в Крыму, вырос во Львове. Его первая специальность – помощник машиниста, которую получил в железнодорожном техникуме.

Актер Артур Боссо чувствует себя в роли режиссера и сценариста, когда создает миниатюры с сюжетом
В" Укрзализныце " Боссо был недолго, ушел в шоу-бизнес. Теперь работает в мастерской, замкнув в круг давнюю любовь к железным дорогам и творчество.

Артур, по словам Гущина, делает нереальные миниатюры.

– Все делаю по интуиции, - рассказывает сам Боссо. – Знаете, как мама говорила: "Как зерно упало, так оно и выросло.

Уже по ходу оно складывается в некую картину. Сначала, например, я себе придумал речку, а потом уже те горы вылезают, уже тот водопад. И деревья.

На этой миниатюре Артур изобразил улицу европейского города. То ли Львова, то ли Праги

Так выглядит водопад, созданный шоуменом и певцом
С началом пандемии свою творческую энергию актер Боссо сублимирует в мастерской, а не на сцене или съемочной площадке.

- Маленькая моторика каким – то образом успокаивает нервы, - улыбается он. - Здесь привлекает все-процесс, ожидание, результат. Мощная командная работа, все дышат в один такт. Это-отрада на все сто.

Реконструкция

Зигзаг судьбы Дмитрия принял форму жесткой закарлюки.

– Я еще занимаюсь военной реконструкцией, хотя сейчас "повесил коньки на гвоздь". Мой профиль-наполеоновский период.

Несколько лет назад объездил полмира. Мы участвовали в постановочных баталиях, и я не мог тогда даже представить, что попаду на реальную войну. После этого многое переосмыслил в жизни, – рассказывает он.

Электросамокаты, 3D-принтеры, кухня с кофеваркой-в такой обстановке создают миниатюры
На украинских позициях в Песках под донецким аэропортом, собратья называли медика "Наполеоном Борщаговским".

Когда-то Дмитрий даже пересекался на слетах реконструкторов в Киеве с будущим российским боевиком Гиркиным, который специализировался на Второй мировой.

– Он ходил где-то рядом, хотя его тогда никто не знал и не обращал на него внимания, – говорит моделист.

В комнате, где занимаются покраской, пахнет химикатами
В отличие от Гиркина, у Дмитрия победила тяга к созиданию. Вернувшись с войны, по протекции товарища он устроился декоратором в один из театров столицы. Там и получил от коллег "медаль" заслуженного бутафора.

– Устал я от больных, от медицины, – объясняет он смену деятельности.– Потом инфаркт случился– видать, не все так гладко прошло для меня на фронте.

В цехе на Татарке бывший врач "скорой" с февраля 2019-го. Вместо медицинских инструментов и оружия в его руках теперь другое орудие. Он создает ту улучшенную Украину, в которую продолжают верить и за которую гибнут солдаты на Донбассе.

Монетизация
Место, где живет сказка – один из лозунгов мастерской на Татарке. Контраст между мрачными зимними буднями на улицах Киева и тем, что находится здесь, и в самом деле поразителен.

Сказка стоит дорого. Сколько именно, в Miniland.UA молчат. Но о масштабах говорит тот факт, что небольшой презентационный макет, который сначала показывали репортерам, обошелся примерно в 15 тысяч евро.

Вместо ответа на вопрос, к чему такие затраты, здесь называют несколько запланированных побочных эффектов проекта: создание школы технического моделирования и робототехники, а также музея макетов железных дорог.

Экстаз и восторг-самая распространенная реакция людей на макеты железных дорог

В мастерской воспроизводят ту технику, которая работает в Украине

Типичный рабочий стол современного моделиста
После обучения в НАУ и КПИ, после собственного бизнеса, связанного с электроникой и программированием, Владимир Швайко из Вышгорода стал директором компании, собрала моделистов.

Его работа – воплощать мечту о лучшем, о современных инфраструктуру и транспорт. О том, как должно быть, он понял еще в середине 90-х, когда совсем юным попал в Германию и прожил там некоторое время.

– Наша цель – популяризация Украины и моделирования, – говорит он. - Вкладывать в это деньги можно сколько угодно, но нужно как-то и монетизировать.

Мы стремимся к созданию локации по опыту музея миниатюр в Гамбурге, через который за последние 10 лет прошло 20 миллионов человек.

К созданию миниатюр и макетов железных дорог Владимир подходит основательно

Туристическая тема в моде среди моделистов

Здесь можно найти даже аистов в типичном гнезде на столбе линии электропередач
Те, кто работает над миниатюрами, мыслят глобально. Здесь мечтают создать туристический объект мирового уровня и дать импульс к технологическому развитию Украины. Этот порыв кажется наивным и излишне смелым. А ведь есть опыт Илона Маска, сумевшего капитализировать широту мысли и жажду прогресса.

Разветвленная система дорог позволит двигаться одновременно различным поездам

Идеальная картинка украинской глубинки

Инженеры постоянно тестируют все элементы системы
После визита к моделистов скептик скажет: они создают лишь симулякр, жалкое подобие действительности. Но сквозь оптимистическую линзу происходящее выглядит иначе. Глядя терпеливо в микроскоп, чтобы правдоподобно раскрасить утку длиной не более трех миллиметров, взрослый человек обязательно захочет менять мир и вокруг себя.

– Моделирование помогает развивать мозг, предлагать необычные идеи, проектировать, – объясняет архитектор Павел Гущин, у которого на улицах Киева постоянно чешутся руки что-то подправить.

- Вся эта коммерция, вывески, наляпистая бессистемная архитектура – имеем то, что имеем, – цитирует он "классика". - Но главное, что за всем этим мусором есть действительно классные штуки, которые надо хранить и показывать.

Ночью мир миниатюр продолжает жить своей жизнью
Сегодня в цехе на Татарке происходит то, что третий десяток лет обещают политики. Здесь строят модель Украины, где безопасно, комфортно, все и все находятся на своих местах.

И если 35 человек способны создать почти идеальное пространство в отдельно взятой мастерской, то почему бы 41 миллиону граждан, начисленных Госстатом, не попробовать сделать то же самое в масштабах целой страны?