В настоящее время дома из натуральных материалов становятся элитарными по сути строениями, а во многих случаях даже произведениями искусства. Вот поэтому многие потенциальные домовладельцы выбирают синтетические материалы подешевле, экологическая безопасность которых вызывает порой сомнения.
Разговоры об экологической чистоте строительных материалов начались в 1960-х годах, с массовым проникновением в быт синтетических полимеров. Глубина полимеризации при химическом синтезе никогда не достигает 100% даже сейчас, а полвека назад количество остаточных мономеров в уже готовой продукции было довольно существенным. Однако даже полное удаление остаточных мономеров из готового изделия не означает их отсутствия при эксплуатации. Любой полимер подвержен термоокислительной деструкции – постепенному разложению, которое происходит и без доступа солнечного света или кислорода воздуха. Поэтому синтетические полимеры всегда поставляют в воздух помещения, в котором они находятся, какие-то количества продуктов своего распада. Задача органов Санэпиднадзора состоит лишь в том, чтобы определить безопасные концентрации веществ, подлежащих контролю и описать условия применения, при которых эти концентрации предположительно не будут превышены.
Поэтому все разговоры об экологической чистоте строительных материалов должны быть сведены к сравнению синтетических полимеров по степени потенциальной или реальной опасности. Минеральные материалы не деполимеризуются, в воздух помещения ничего не выделяют. Для защиты воздуха помещений от обломков волокон, которые могут образоваться при механическом воздействии на минвату, достаточно слоя бумаги. А по правилам монтажа с наружной стороны минеральной плиты крепится пленка ветроизоляции, а между ватой и внутренним помещением находится слой пароизоляции, который изолирует вату от пара в помещении и помещение от всего, что может выделяться из ваты. Когда при устройстве вентилируемых фасадов минплита монтируется без ветрозащиты, то под фасадами наблюдается много пыли.
Единственный источник тяжелых металлов и радиоактивных элементов в строительных материалах – шлаки от сжигания каменных углей. Но шлакобетон и шлакопортландцемент в России производятся в незначительном количестве.
В конце 1980-х годов в Западной Европе развернулась компания против асбеста. Было заявлено, что волокна асбеста, имеющие диаметр 9–13 микрон, могут вызвать рак легких. Научные исследования, позволившие сделать такой вывод, были довольно мутными, но прессе и парламентариям научная достоверность не так важна, как возможность "позвездить" и заработать: деньги ли, голоса ли избирателей. Производство асбестсодержащих материалов в Европе было свернуто. Рыночную нишу, которую занимали асбестовые волокна, заняли изделия на основе стеклянного и базальтового волокна, которое в те годы имело средний диаметр около 30 микрон.
Сейчас средний диаметр волокон в стеклянной и каменной вате составляет как раз около 10 микрон – промышленность усовершенствовалась. Однако никто не поднимает вновь шума о риске онкологических заболеваний у лиц, связанных с обработкой, хранением или монтажом минераловатных изделий. Думаю, сейчас инициаторами новой волны шума в отношении опасности волокнистых материалов могли бы выступить производители полимерной теплоизоляции.
Для внутренней отделки помещений современные производители придумали материалы не только на любой кошелёк, но и на любой характер, – ведь есть такие покупатели, которым нужно не только дёшево, но и быстро.
К этой категории товаров относятся пластиковые отделочные панели. Крепятся быстро, не требуют выравнивания стен и даже снятия прежнего покрытия, влагостойки и довольно симпатично выглядят. Однако поливинилхлорид, из которого делаются панели, мягко говоря, не самый экологичный материал, – причём не из-за своей структуры, а по вине различных добавок, которые применяют производители. К тому же эти панели весьма горючи. Вот почему их нельзя крепить рядом с источниками высоких температур и даже совмещать с накладными светильниками, поскольку корпус такого светильника сильно нагревается. Кроме того, проводку на отделываемой стене необходимо защитить специальным металлическим рукавом.
Другой вариант – ламинированные панели ДВП. Это спрессованные волокна древесины, которые изначально соединяли формальдегидным связующим. Вредна ли такая «химия»? Зависит от количества вещества, а сейчас всё больше производителей утверждают, что скрепляют свои панели натуральными смолами, следовательно, их продукцию можно считать экологически чистой. Чтобы убедиться в безопасности продукции, – задавайте вопросы производителю.
Старая добрая фанера в последние годы всё чаще подвергается нападкам экологов. И, как выясняется, не зря: безопасный клей ПВА, которым в прежние времена соединялись тонкие деревянные слои фанеры, со временем сменился формальдегидом, фенолом или резорцином. Это положительно сказалось на влагостойких качествах материала, однако тут же прибавило возможные проблемы со здоровьем: затруднённое дыхание, головные боли, тошноту и рвоту. В качественной фанере доля этих веществ гораздо ниже допустимой нормы, однако медики, на всякий случай, не рекомендуют использовать её для отделки жилых помещений.
Вот и выходит, что наша первая задача как покупателей – не полениться и проверить экологические заключения; сертификаты соответствия ГОСТ; санитарно-гигиенические сертификаты; данные об отсутствии излучений радионуклидов и т.д., прилагаемые к товару.
Как показывает практика, главная проблема – это не сами материалы, а использование их людьми. Если дом построен с соблюдением элементарных правил и технологий из материалов, изготовленных на совесть, такое здание будет и безопасным, и экологичным, и долговечным. А все россказни о ядах, испарениях и радиоактивности только позабавят его счастливых владельцев.