Почему меня это волнует? Ко мне часто обращаются молодые мамочки и просят взять их малышку на занятия балетом в возрасте 2-х лет… И, так сильно просят! Мне приходится часами объяснять, почему этого делать не стоит. Многие конечно прислушиваются, потому что видели как я работаю с детьми и доверяют, некоторые «не слышат» и продолжают настаивать. Я подумала, что видимо уже стоит написать об этом, поскольку такие призывы «Продаем франшизу – Балет с 2-х лет» встречаются в сети все чаще. И, если честно, меня это сильно расстраивает…
Уважаемые родители, я очень люблю и уважаю свою профессию, и совершенно не приемлю такого «балетного бизнеса», а по другому, извините, я назвать это не могу. Ни один профессиональный преподаватель классического танца не возьмет ребенка в балет с двух лет! И даже, не пойдет работать в такую студию, которая это пропагандирует. Я призываю вас к адекватности. Это прежде всего, про здравый смысл. Также, я настойчиво обращаюсь к коллегам, хореографам и преподавателям классического танца – пожалуйста давайте будем уважать нашу профессию, и не будем компроментировать нашу работу подобной безграмотностью. Ну серьезно, хватит уже всех этих «франшизных балетных школ с двух лет». О чем вы вообще говорите?
Каждый профессионал, если он таковым является, прошел через восемь лет балетной школы «своим собственным телом», и прекрасно знает какие там физические нагрузки, в каком возрасте и на каком этапе дается определенный учебный материал. А также, каждый преподаватель, если он профессионал, получил высшее образование в Академии, и знает методику преподавания, основы физиологии и анатомии балетного танцора, психологию и педагогику. Как я уже писала в одной и своих статей, недостаточно быть только балериной, чтобы преподавать классический танец.
Любой настоящий эксперт вам скажет, что никакого балета с двух лет просто не может быть. Мой опыт в данной профессии 28 лет, я преподавала в Хореографическом Колледже, и в Академии на факультете Хореографии, у меня своя балетная студия и Театр Танца, но если вы меня не знаете, я совсем не претендую, чтобы вы ко мне прислушались. Давайте, приведу вам в пример одного из признанных экспертов в мире балета – Николая Цискаридзе. Российский артист балета и педагог, премьер балета Большого театра, народный артист РФ, лауреат двух Государственных премий РФ и трёх театральных премий «Золотая маска», член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству.
Я очень надеюсь, что такой опыт экспертности вас впечатляет, и считаю, что доверять мнению такого специалиста мы можем. Николай во многих своих интервью уже не раз говорил о возрасте, когда детей принимают в балет, подробно и грамотно разъяснял почему. Вы можете найти в сети статьи и репортажи его мнения по этому важному вопросу, вот некоторые из них: «Ребенок должен наиграться...» от 22.11.2020 (Автор Наталья Околотина), «По словам артиста, до десяти лет детей учат искусству балета только шарлатаны...» Новости 78 канал (Культура), «Раньше средней школы учить балету нельзя...» RT на русском.
Он все время твердит, что пока ребенок не наиграется, он не будет усваивать учебный материал осознанно, а в балете все движения необходимо изучать только с полным осознанием, иначе это чревато травмами и сломанной психикой.
Давайте реально рассуждать, ребеночек в два года еще только учиться ориентироваться в пространстве, изучает свое тело, обретая самые простейшие навыки самообслуживания. О каких занятиях балета тут может идти речь?
Мне кончено трудно будет убедить мамочек, которым нравиться когда деток наряжают в балетные пачки в два года, и фотографируют в балетном зале, в совершенно непонятных позах. Если честно, все это выглядит совсем не мило, а ужасно нелепо. Я адресую свое мне тем, кто еще не успел войти в такой не адекватный процесс, и раздумывает стоит ли…
Опираясь на свой профессиональный опыт, расскажу как есть. Самый младший возраст детей с которыми я работала это с 4-х лет, младше я даже и не брала, потому что в этом нет никакого смысла. У ребенка до семи лет преобладает игровая деятельность, а в семь лет она меняется на учебную, и во-первых – не сразу, а постепенно, а во-вторых – 6-7 лет это условный возраст, у каждого ребенка это происходит индивидуально. До этого возраста с ребенком можно только играть, и если вы хотите его чему-то обучить, то делать это нужно в игровой форме, оригинально и креативно. Внимание ребенка можно удерживать в одном обучающем процессе максимум 20 минут, и то, если очень постараться. Поэтому нужна постоянная смена деятельности, чередование физической и умственной нагрузки.
Я за то, чтобы каждый ребенок был счастлив, и любые занятия, тем более в раннем возрасте, должны приносить ребенку радость и позитивные впечатления. Не надо ломать психику и мучить такое маленькое дитя неоправданными нагрузками, и болезненными растяжками.
Все что можно дать ребенку до 6-7 лет в плане хореографии, это общую физическую подготовку, упражнения на развитие чувства ритма, ориентацию в пространстве, координацию, на развитие внимания и хореографической памяти. Для этого составляются простые комбинации из упражнений, которые чередуют силовые нагрузки, ритмические игры, творческие задания, на развитие фантазии и воображения и пр. До балета здесь очень далеко…
С 4-х до 6-ти лет детям дается много упражнений и комбинаций, именно, на перемещение в пространстве, различные «змейки», «диагонали», простые хороводы, со сменой уровней и ракурсов. Это делается для того, чтобы открыть им «внешний фокус». Дети в этом возрасте пребывают в таком состоянии «иду вперед, смотрю назад», то есть они смотрят по сторонам, замечают все яркое, но не видят других людей, и часто не видят куда идут, в прямом смысле слова. И пока, этот навык не сформирован – «видеть, что происходит вокруг тебя в танцевальном классе, видеть других танцоров», – разучивать какие-либо танцы совершенно бессмысленно.
Примерно с 6-7 лет можно начинать разучивать элементы танца самого начального уровня: танцевальные шаги, повороты, движения рук и ног. Но опять же, «не балетные», а простые движения, подготавливающие и подводящие, которые составляют основу любого танца в принципе, и постепенно готовят тело ребенка к полноценным нагрузкам. А далее, уже с 8-9 лет можно усложнять хореографический материал, но не стоит форсировать.
Я все время веду опросы детей и родителей, собираю обратную связь, и это помогает корректировать многие моменты в рабочем процессе. А также, дает нам статистику и понимание того, что происходит на самом деле, а не то что мы себе надумали. Я вам расскажу, что происходит в уме маленького человечка, который прожил всего два года в этом мире, и еще даже не осознает себя самого. И это, не мои фантазии, это рассказали мне сами дети...
Балетная пачка, которую одели на эту двухлетнюю кроху, для нее просто красивая яркая юбка чтобы «стать принцессой», «побыть феей», «притвориться куклой». Балетный станок для нее это классная деревянная перекладина, на которой можно висеть и раскачиваться как обезьяна, и как здорово, что она находиться не только на детской площадке, а еще и в этой комнате. Балетный зал для малышки это большая, пустая комната, с красивыми фиолетовыми розочками на стенах. Здесь можно много и быстро бегать, не бояться на что-нибудь наткнуться или споткнуться, здесь нет луж и сухо, значит можно падать на чистый пол и валяться сколько хочешь. Любые балетные аксессуары воспринимаются двухлетними детьми как необычные игрушки, с которыми можно только играть.
Описывать это можно бесконечно, но главное что в этом возрасте у ребеночка нет никаких ассоциативных связей, то есть все эти объекты для него никак не связаны между собой: балетная пачка, станок, хореографический класс, пуанты. Для двухлетней девочки это просто еще один красивый, интересный игровой мир, в котором непременно нужно ИГРАТЬ, и ничего более!
Педагоги подобных «франшизных» студий возразят: «Окей, а мы как раз и играем, преподаем детям балет в игровой форме!» Но кого вы хотите обмануть? Если так, отлично, играйте, только не называйте это балетом, употребляйте корректные слова: ритмика, гимнастика, офп, танцевальные игры, подготовительная хореография, еще придумайте какую-нибудь формулировку, но не «балет». Возможно вы не осознаете, но этим вы вводите в заблуждение и детей, и их родителей. И если, вы заявляете про «балет с двух лет», вы должны понимать, что несете за это ответственность. То есть, в середине и конце учебного года, когда проходят контрольные уроки, вы должны выдать и показать родителям именно « балет». А это, как минимум танцевальные миниатюры, поставленные на двухлетних детей в настоящем жанре театрального искусства «Балет». Абсурдно? Да. Не реально? Более чем.
Коллеги, мы ведь с вами знаем из каких сложных движений складываются основы классического танца и понимаем, что «играть» с ними невозможно. Их надо закладывать в тело постепенно, через большие нагрузки, осознанно, чтобы ребенок понимал, что он делает. Тело ребенка постоянно растет, и каждое движение можно давать только в свое время, в определенный период, когда укреплены связки коленных и тазобедренных суставов, мышцы ног набрали силу и т.д. Кто-нибудь задавался вопросом, почему в Хореографический Колледж детей принимают только после 10 лет, после начальной школы, даже не с семи лет? Может потому, что там работают грамотные педагоги, которые знают и понимают как нужно работать с телом ребенка, чтобы не навредить ему. Когда у ребенка растут кости и мышцы, очень важно правильно давать нагрузку, иначе вы не только не сформируйте красивую осанку, а наоборот сформируете сколиоз. И, в итоге, угробите свое дитя, диким желанием засунуть его неокрепшие, маленькие ножки в жесткие пуанты.
А еще, есть такой важный момент, который многие упускают, это умение ребенка справляться со стрессом. У ребенка в 10 лет, как правило, есть уже хотя бы небольшой отрицательный жизненный опыт, и он к этому моменту понимает, что не все в жизни только игра и ликование. Бывают и трудности, которые надо уметь преодолевать, а обучение балету как профессии, это всегда стресс. Колоссальные физические нагрузки, которые даются в балетной школе способен выдержать не каждый ребенок. Это правда тяжело, я сама это знаю, я все это прочувствовала до самых мелких косточек и сильных эмоций. И тут, нужная большая воля и страстное желание, которые будут помогать ребенку идти сквозь балетные тернии к заветной мечте. И если, он выдержит все это, то у него сформируется «стальной» характер.
Если уроки балета выбираются ребенком не как профессия, а например, для общего развития, то все немного проще. Тот объем материала, который предлагают школы искусств и любительские танцевальные коллективы, вполне нормальный для усвоения почти каждым ребенком. Там нет такого стресса и слишком больших нагрузок, хотя момент преодоления есть везде, и это нормально. Но даже, в этом случае, с точки зрения методической грамотности, процесс обучения танцу должен начинаться не с двух лет, а хотя бы с четырех, и примерно в таком варианте, как я описывала выше.
Я искренне надеюсь на открытость к моим словам, понимание важности и актуальности данного вопроса. Очень желаю всем родителям, внимательно наблюдать за своими детками, и вовремя заметить, к чему больше всего тяготеет их Душа, какой процесс разжигает их интерес сильнее, какая деятельность вдохновляет их на то чтобы двигаться по жизни с радостью и удовольствием!
В одной из следующих статей я напишу про оригинальные способы взаимодействия с ребенком во время движения, как открыть в нем потенциал воображения и развивать творческий подход к жизни. Я расскажу вам про Детский Креативный Танец, про то как он влияет на формирование индивидуальности и личности ребенка в целом. Спасибо, что читаете меня...
А что вы думаете про «балет с двух лет»?
Подробнее про мою студию балета можно прочитать здесь
Подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии, следите за свежими выпусками моего канала «Dance-Lab. Хореограф»