Для меня, как для читателя, тексты бывают двух типов: обаятельные и необаятельные. Возможно, «обаятельными» я называю такие, которые теперь, кажется, принято называть нативными, а может нарративными? Сейчас ведь все вокруг помешались на stories . Текст должен быть подкупающим, завораживающим, волшебным. Что я вкладываю в эти понятия? Это могут разжевать маркетологи. Быть может, уже разжевали.
Так вот к моему большому удивлению, сейчас изрядно набралось писателей, пишущих коряво, небрежно, описывающих выдуманные жизни неприятных, а то и вовсе отталкивающих, просто мерзких героев. Такое ощущение: чем боле отвратный текст, чем злобнее действующие лица, тем больше у писателя читателей. И хоть бы там был положительный герой в виде… смеха, как у Гоголя, так и того нет.
Я уже как-то раз «жаловался на жизнь» поминая всуе «бумажных» писателей. Очень громкие имена, а читать после того как «испортил себе вкус», читая Толстого и Достоевского - невозможно. Тонких стилистов нынче мало. И вот я стал знакомиться с произведениями «сетературы». И там – то же самое, что и в бумажной литературе. Есть хорошо написанные тексты и есть написанные небрежно, коряво. Как ни странно на количестве читателей это не особо отражается. То есть отражается, но не так как выдумаете, а чем хуже, тем больше.
Из жанров в основном фантастика, фентези и ЛитРПГ. Но я сейчас не о жанрах, а о тексте как таковом. Меня очень порадовала и удивила сетевая писательница Валерия В. Очень гладкая проза. Читается без напряжения. Только одно «но». Почитав пару страниц, не понял: для чего это вообще? Поделился своим маленьким открытием с милой моему сердцу молодой женщиной, с которой мы знакомы лет тридцать с небольшим. С самого момента ее рождения. Она мне любезно объяснила некоторые непонятки…
Вот, например, Валерия пишет про похождения в неком магическом мире некоего могучего и очень беспринципного мага. То есть какой-то человек, в процессе ЛитРПГшного коловращения превратился в могучего колдуна, перескочив из одного магического мира в другой. И обнаружил в своей постели некоего юношу. По словам моего эксперта, про гомиков пишут… в основном писательницы. Это де распространенная дамская тема. Ну, нравится им это.
Но очаровавшая меня (своим стилем, а не тематикой) Валерия на мальчуковом литературном или сетературном сайте отнюдь не на первых ролях. Первый там Кирилл К. Естественно, будучи человеком любопытным, я решил почитать его писания. Почитав немного, определил для себя, что Кирилл подкупил своих читателей гигантоманией, если не мегаломанией. Если у него дракон, то с десятиметровым когтем, если страна, то размером от Земли до Марса. И в этой стране действует «нейросеть», а управляют ею адепты боевых искусств. Что за нейросеть, как работает. Это не важно.
В общем, это мне напоминает видеоигры. Быть может кому-то напомнит японские или корейские манги? Но я ни того ни другого к стыду моему не читал. Поэтому обратился к еще одному молодому человеку 19 лет, с которым мы все эти 19 лет знакомы. Он мне объяснил, что для подростковой литературы – это в порядке вещей. Вы еще не видели робота размером с две вселенных. Его изобрели для борьбы с богом.
Очень напомнило детство, когда мы играли в ихтиандра. Как раз вышел «Человек амфибия». Достаточно было крикнуть: «Я Ихтиандр!» и побежать по улице, выставив ладошки вперед и изгибаясь, словно плывешь в прозрачной воде. Какой восторг! Я думаю, такой же испытывают тысячи и тысячи юных и не очень читателей Кирилла К.
Вот было бы здорово, если бы Кирилл К. и Валерия В. поженились, объединили свои усилия: он бы писал, она бы редактировала, тогда мне как читателю было бы счастье. Разве что детишки у них пойдут, тогда уж не до сочинительства.
Вряд ли смогу дочитать произведения Кирилла не то что до конца, а даже до середины. Я плохой читатель. Не талантливый. Мне нужно «не рассказывать, а показывать». Уже скачал роман его соперника по массовости Николая М. Быть может этот сетератор зацепит меня магией слова, увлечет и не отпустит.