Найти в Дзене
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Охота на ПЛАРБ «Цзинь». Франция направила атомную ударную подводную лодку в воды Южно-Китайского моря

Казалось бы, где Франция, а где Южно-Китайском море – на противоположном конце Земного шара. Но, нет, в ответ на призыв Байдена бросить многосторонний вызов Китаю, Франция развернула свою атомную ударную подводную лодку Emeraude в водах Южно-Китайского моря. И, в качестве безошибочного признака растущей интернационализации споров в Южно-Китайском море, Франция публично подтвердила развертывание ядерной ударной подводной лодки и военно-морского судна в этих горячо оспариваемых водах. При этом все специалисты прекрасно понимают, что главная задача ударных атомных подводных лодок – это следить за атомными подводными лодками с баллистическими ракетами на борту (ПЛАРБ) вероятного противника, и в случае необходимости успеть их уничтожить до того момента, как они применят свое оружие. В данном случае, скорее всего, как полагают западные эксперты, речь идет о слежении за новейшими китайскими ПЛАРБ «Цзинь».

Правда, на публике эти военные задачи скрываются под красивыми эвфемизмами типа «обеспечения свободы судоходства». Так, ранее в своем твитте министр обороны Франции Флоренс Парли объявила, что атомная ударная подводная лодка Emeraude с кораблем морской поддержки Seine были развернуты в морском районе вблизи берегов Китая с тем, чтобы «подтвердить, что международное право является единственным правилом независимо от моря, в котором мы плаваем». «Этот экстраординарный патруль только что завершил свой проход в Южно-Китайском море», – заявила глава минобороны Франции после беспрецедентных военных маневров в азиатских водах на прошлой неделе, – «Это поразительное доказательство способности нашего французского военно-морского флота развертываться далеко и надолго вместе с нашими австралийскими, американскими и японскими стратегическими партнерами». При этом было подчеркнуто, что действия Франции являются частью более широких международных усилий по поддержанию международного права в глобальных морских линиях коммуникаций.

Этот шаг был сделан всего несколько недель назад администрацией президента США Джозефа Байдена, который предупредил о новой эре «крайне высокой конкуренции» с Китаем и подчеркнул необходимость совместного ответа вместе с единомышленниками-союзниками в Европе и Азии. Растущее участие международных держав из Индо-Тихоокеанского региона и за его пределами, по мнению западных экспертов, опровергает настойчивые заявления Пекина о том, что морская напряженность в Азии вызвана исключительно чрезмерным вмешательством США.

Развертывание военно-морских сил Франции совпало с первыми операциями по обеспечению свободы судоходства на двух авианосцах (FONOPS) в Южно-Китайском море новой администрацией США, сигнализировав менее чем за месяц пребывания у власти о растущем международном сотрудничестве с целью обуздать китайские амбиции в прилегающих водах. Американское развертывание авианосной ударной группы Nimitz Carrier Strike Group и авианосной ударной группы Theodore Roosevelt Carrier Strike Group в спорных водах стало первым почти за шесть месяцев, «чтобы продемонстрировать способность ВМС США действовать в сложных условиях», как говорится в заявлении ВМС США.

«С помощью таких операций мы гарантируем, что обладаем тактическим мастерством для решения задачи поддержания мира, и мы можем продолжать демонстрировать нашим партнерам и союзникам в регионе, что мы привержены продвижению свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона», – сказал контр-адмирал Дуг Вериссимо, командующий авианосной ударной группой Теодора Рузвельта. Другие европейские державы, такие как Великобритания и Германия, также, как ожидается, развернут военные корабли в этом районе, что все больше похоже на согласованный ответ Запада на морские амбиции Китая.

Недавнее развертывание военно-морских сил было всего лишь последним примером французской «мускулатуры» в азиатских водах, шаг, который обязательно вызовет гнев Китая. Еще в 2019-м году французский фрегат Vendémiaire провел беспрецедентную операцию по обеспечению «свободы судоходства» в Тайваньском проливе на фоне растущей напряженности между Китаем и Тайванем. В ответ разъяренный Пекин бесцеремонно отстранил французскую делегацию от участия в торжествах по случаю 70-летия Военно-морского флота Народно-освободительной армии (НОАК) в портовом городе Циндао.

В то время источник, близкий к НОАК, сообщил газете South China Morning Post, что «этот пассаж смутил Пекин. Поэтому мы посоветовали французскому флоту не посылать военный корабль на парад, хотя делегацию все равно приветствовали бы». В ответ Министерство обороны Франции заявило, что оно «находится в тесном контакте с китайскими властями» по поводу этого инцидента, подтвердив при этом свою приверженность поддержанию верховенства права во всем Индо-Тихоокеанском регионе. «Военно-морской флот проходит в среднем один раз в год в Тайваньском проливе без инцидентов или реакции», – заявило министерство обороны Франции, представив свое военно-морское развертывание в этом районе как рутинное и соответствующее международному праву.

Подобно Великобритании, которая имеет территориальные и стратегические интересы в регионе и является постоянным членом Совета Безопасности ООН, Франция последовательно утверждает, что она является «резидентной державой» в Индо-Тихоокеанском регионе.

В своем документе по Индо-Тихоокеанской стратегии, озаглавленном «Французская стратегия в Индо-Тихоокеанском регионе для инклюзивного Индо-Тихоокеанского региона», Париж призывает к «стабильному, многополярному порядку, основанному на верховенстве права и свободном передвижении, а также справедливой и эффективной многосторонности». Президент Франции Эммануэль Макрон предпринял активную региональную дипломатию, расширяя оборонные и экономические связи с такими единомышленниками, как Австралия и Индия, в рамках более широкой «Оси Париж-Дели-Канберра» по отношению к Китаю.

В качестве еще одного беспрецедентного шага Франция выступила инициатором совместной вербальной ноты с Великобританией и Германией в ООН в прошлом году, где три европейские державы категорически критиковали морскую и территориальную самоуверенность Китая в Южно-Китайском море, которая «не соответствует международному праву». «Франция, Германия и Соединенное Королевство подчеркивают важность беспрепятственного осуществления свободы открытого моря, в частности свободы судоходства и пролета в Южно-Китайском море», – говорится в совместном заявлении трех держав, в котором Китай был решительно призван соблюдать господствующее международное право.

Растущее участие европейских держав в региональной геополитике согласуется со стратегическими приоритетами администрации Байдена, которая подчеркнула свою приверженность «работе со всоими союзниками и партнерами на основе «международных правил дорожного движения». Авторитетные исследования также показывают, что растущий европейский стратегический след широко приветствуется меньшими соседями Китая, в том числе среди соперничающих претендентов на Южно-Китайское море, которые глубоко обеспокоены как агрессивными намерениями Пекина, так и назревающей холодной войной в регионе.

Согласно последнему опросу «Состояние стран Юго-Восточной Азии», ежегодно проводимому Сингапурским Институтом исследований Юго-Восточной Азии (ISEA), европейские державы и Япония «являются явными лидерами для наиболее предпочтительных и надежных стратегических партнеров АСЕАН в игре хеджирования против соперничества США и Китая». Большинство респондентов (51,0%), состоящих из элитных политиков и стратегов Юго-Восточной Азии, оценили ЕС как надежного партнера и глобального поборника верховенства права. Напротив, недоверие к Китаю «имеет тенденцию к росту» с 60,4% в прошлом году до 63,0% в 2021-м году.

Президентство Байдена, тем временем, привело к колоссальному скачку рейтингов доверия к США в регионе на 18,0%, согласно опросу, отражающему растущие надежды Вашингтона на восстановление регионального лидерства в сотрудничестве с союзниками и стратегическими партнерами. Что становится все более очевидным, так это то, что Пекин сталкивается с согласованным противодействием своему агрессивному поведению против более мелких соседей.

RICHARD JAVAD HEYDARIAN