Совершенно очевидно, что в ближайшие десятилетия медицину ждут коренные преобразования, обусловленные раскрытием генетических и молекулярных механизмов патогенеза и саногенеза заболеваний с использованием нанотехнологий и других новшеств. Отсюда последуют принципиально иные подходы к лечению и, что главное, к излечению от различной патологии.
Вместе с тем привычные укоренившиеся в знаниях врача традиционные представления, перешедшие в разряд «здравого смысла», станут парадигмой: с одной стороны, защитой от поспешных непроверенных временем и практикой методик, а с другой, – несомненным тормозом на пути внедрения в практику выдержавших все испытания доказательной медицины новых лечебных технологий. Устранение этих естественных противоречий развития знаний должны предусматривать как учебный процесс в медицинском институте, так и особенно вся система последипломного образования, а также самообразование специалистов.
Гиппократовский принцип «Не навреди» сохраняет свою силу, находясь в зависимости от ситуации то на стороне «здравого смысла», то логики знаний. В этом и состоит искусство научно обоснованного врачевания.