Найти в Дзене
ЖитиЁ-моё

История моего рода. Часть 6. Начало мирной жизни

Прадеду Митрию было 70, когда его отпустили из лагерей и реабилитировали.

Вернулся, как говорится, «на голую кочку» … Зима впереди, а жить негде.

– Ничего, — сказал жене, – справимся… Ты, да я, да Манька подросла, выживем…

Выкопал прадед землянку, обложил стены бревнами. Печку нехитрую соорудил. Так и перезимовали.

А по весне начал избу строить. На берегу Ануя, в тихом красивом месте. Поселился недалеко от единственного, оставшегося в живых, сына Василия. И подальше от сельчан. Не хотел никого видеть после того, как его незаслуженно опозорили и разорили.

Прадед был сильно простужен. На большую избу не хватало ни сил, ни средств. Бревна сам в лесу выбрал, спилил. С сыном на лошади привезли. Получилась одна комнатка с русской печью. Стол и кровать, больше ничего не поместилось. Манька спала на печи.

Так и доживали. Баба Маня прожила там всю жизнь. Родила трех дочек без мужа. Да и где их было взять, мужиков, после войны?

-2

У деда Василия было к тому времени уже девять детей. Они с бабушкой работали в колхозе. Дед во время войны был бригадиром, выращивал табак для фронта. Потом конюхом.

Однажды его отправили с обозом за семенным зерном в город. Когда возвращались, налетела пурга. В Сибири весной часто бывают резкие перепады погоды. Буря разразилась страшная. Дороги перемело. Ехать было невозможно, обоз встал.

Полуграмотные колхозники решили покормить лошадей зерном. Они и не догадывались, что зерно перед посевом протравливают. Лошади пали. У наших в семье плакали все. Очень боялись, что деда посадят. Еще больше боялись, что заберут кормилицу-корову. Это означало голодную смерть…

Но, слава Богу, обошлось. Списали урон на погоду.

Мать вспоминает, какое голодное было детство. Ходили с подружками за бзднюкой (паслен). Наелись, легли спать. Одна девочка так и не проснулась, отравилась. Слабенькая была. Недозревший паслен ядовит.

Несколько лет подряд в колхозе был неурожай. Заливали дожди и все сгнивало на корню. Посадят картошку, с трудом, в «три дорога» купив семена. А осенью собирать нечего… Выкапывали картофельные гнилушки, заливали водой, промывали. Получался порошок серого цвета – крахмал. Варили кисель и ели. Еще ели горох и фасоль. Потом всю жизнь она их терпеть не могла.

-3

Бабушка всегда на работе. Сестра Тася и моя мать были старшими девочками в семье. Уход за младшими лег на их плечи. Однажды пошли купаться, прихватив малышей. Посадили их под обрывистый берег, а сами – купаться. Часть берега обвалилась на детей. Откопали, все живы остались…

Не было ни одежды, ни обуви. Одна пара валенок на всех детей. По этой причине часто школу пропускали.

Когда Тасе исполнилось 16, она уехала в город., Там выучилась на почтальона, вышла замуж. За ней, через два года, уехала и мама. Отец в дорогу сшил ей сапожки. Подбил деревянными клинышками. В поезде они рассохлись и запросили «каши». Пришлось маме их веревочками связывать.

Мама пошла на курсы воспитателей детского сада. Пока училась, есть совсем было нечего. По дороге на курсы просила подаяние. Уже потом, с первой зарплаты, она купила себе халву. Это был верх наслаждения. Раньше про нее и не слыхала.

Немного поработав в садике, мама устроилась газомерщицей на шахту. Тогда женщины еще работали под землей. Платили хорошо.

Однажды на шахту приехали работать два молодых горных инженера. Один из них запал маме в душу: скромный блондин с накачанными бицепсами. Он еще и занимался баскетболом.

– Надо брать, а то уведут – решила мать…

Поехали в деревню знакомиться с родителями.

– «Инженерша» – сразу же прозвали мать сельчане.

Бабушка для будущего зятя сварила куриную лапшу. Сели за стол. Пролетавшие две мухи столкнулись и упали «инженеру» прямо в тарелку…

– Ох! – только и промолвила бабушка. Катастрофа…

Но он спокойно достал ложкой мух, выбросил и продолжил есть. Так и стал своим.

Молодые продолжали встречаться. Осенью захолодало. У мамы было тоненькое старое пальтишко. На свидании тряслась от холода.

– Вот возьми деньги и купи себе хорошее пальто!

Мой будущий отец отдал ей всю свою зарплату. Мать оценила столь широкий жест, и они расписались.

А потом родилась я...

Если вам понравилось, жмите на "лайк"! А здесь мой канал.

Начало истории, часть 1<<

часть 2<<

часть 3 <<

часть 4 <<

часть 5 <<

>> продолжение, часть 7