Найти тему
Дружелюбный философ

О собственном голосе, ватмане, о стенах в доме и ещё 4-х "инструментах" школьника, влияющих на успехи в математике

Оглавление
Яндекс. Картинки
Яндекс. Картинки

Математика, как искусство, если нравится, то вдохновляет, если нет, то становится в тягость. Создать около математическое пространство, в котором легко творить, решая задачи и тренируя мозг, по силам каждому.

В моей статье речь пойдёт о рабочих "инструментах" школьника на уроках математики в школе и дома: о бумаге, о тетради, о ручке, о фломастерах, карандашах и текстовыделителях, о линейках, о собственном голосе, о ватмане и о поверхности стен в доме.

Сейчас пришла в голову грустная мысль о моей маме (её уже нет). Она рассказывала мне о своих детских годах. В 1945 году маме исполнилось 8 лет. Тогда у школьников не было того, что есть сейчас. Счастьем считалось раздобыть для занятий клочок газеты. Её папа, мой дедушка, вернувшийся с войны, привёз коробку цветных карандашей и несколько тетрадей. Представьте мамину радость из-за обладания таким богатством!

1. Бумага

Вы когда-нибудь задумывались, какими качествами должна обладать бумага, на которой пишется конспект и решается задача? Наш собственный природный компьютер - мозг воспринимает поступающую информацию в зависимости от того, как мы её преподносим.

Из моего опыта преподавания бумага должна быть:

  • белой, но не ярко-белой, чтобы текст читался разборчиво и спокойно;
  • точно не серой, она портит настроение и кажется грязноватой;
  • обязательно с бледными клеточками, чтобы они не мешали мозгу считывать тексты и анализировать чертежи;
  • в меру плотной, чтобы бумага не рвалась при нажатии на неё ручкой.

2. Тетрадь

Яндекс. Картинки
Яндекс. Картинки

Какое количество листов в тетради я считаю оптимальным для занятий по математике? 18 или 24. Объясню, почему. Тетрадь с 18 или с 24 листами раскладывается на парте свободно, оба листа при развороте лежат параллельно столу, что позволяет руке скользить по каждому из них без напряжения, а мозгу контролировать только вычислительный процесс. 12 листов в тетради мало из-за большого объема работ в течение, например, недели. 48 и 96 листов много из-за того, что руке неудобно писать на левой части разворота (для правшей): рука не лежит ровно на горизонтальной поверхности, ученик постоянно отвлекается, пытаясь втиснуть текст в 1 см от середины разворота.

Тетради на пружинке неудобны из-за того, что рука опирается на такие стяжки, которые в неё впиваются, а это отвлекает от решения задач. Кроме того, при черчении в такой тетради надо проявить мастерство, чтобы при случайном попадании линейки на пружинку получить ровную линию.

3. Ручка

Я пишу левой ручкой. Жёлтую ручку неудобно держать в руке из-за большого диаметра, её форма напоминает конус, есть отщёлкивающая деталь, она сделана из разнородных материалов
Я пишу левой ручкой. Жёлтую ручку неудобно держать в руке из-за большого диаметра, её форма напоминает конус, есть отщёлкивающая деталь, она сделана из разнородных материалов

При написании текстов руке нужно свободно скользить по бумаге, а след, оставляемый ручкой, должен удовлетворять некоторым требованиям. Выбирая ручку для уроков математики, надо придерживаться следующих правил:

  • ей нужно быть изготовленной из легкого материала, например, из пластмассы;
  • длина может быть от 13 до 14 см, чтобы удобно располагаться на руке;
  • лучше, чтобы её поверхность быть однородная и гладкая, рекомендуемые резиновые вставки утяжеляют ручку и отвлекают мозг от задач;
  • никаких отщёлкивающих деталей на ней быть не должно;
  • наиболее благоприятный диаметр составляет 8 мм;
  • её форма - цилиндрическая;
  • толщина "носика" стержня 0,6 мм;
  • чернила могут иметь тёмно-синий, тёмно-фиолетовый или чёрный цвет;
  • колпачок для ручки должен иметь отверстие для безопасности (чтобы проходил воздух, если кто-нибудь его случайно проглотит);

Замечу, что существуют ручки для "левшей" особой формы, позволяющей видеть текс при написании.

4. Фломастеры, карандаши, текстовыделители

Цветные "инструменты" можно использовать для выделения элементов текста
Цветные "инструменты" можно использовать для выделения элементов текста

Все перечисленные в заголовке "инструменты" просто необходимы при изучении математики, причём не только на уроках геометрии, но и на уроках алгебры. О том, какую важнейшую роль играет цвет для мыслительного процесса, я расскажу в одной из своих следующих статей, опирающейся на научные исследования в этом вопросе, и покажу, как легко усваивается материал, когда цвет появляется на чертежах и в текстах. Требований к выбору этих "инструментов" не много:

  • они могут быть разного цвета, кроме бледно-жёлтого, серого, чёрного, тёмно-коричневого;
  • они должны быть в меру яркими, почти невидимыми с другой стороны листа;
  • текстовыделители могут иметь наконечники (стержни) разной ширины.

Меня спросили: "В чём разница между фломастером и текстовыделителем?" В насыщенности цвета. Если провести по записям в тетради фломастером, они не будут видны, а текстовыделитель, наоборот, делает изучаемый материал цветным, но при этом видимым.

5. Линейка

Пластмассовые линейки не удобны тем, что если с их помощью что-то много раз подчёркивается, то на бумаге остаётся грязный след. Это происходит потому, что крупинки графита или чернил попадают между бумагой и линейкой и при нажиме следят.

Я рекомендую деревянные линейки.

6. Собственный голос

Любая информация усваивается на 100%, если человек задействует 3 вида памяти: зрительную (в нашем случае ученик видит текст в учебнике), двигательную (он записывает в тетради конспект, решение задач) и слуховую (слушает объяснения учителя на уроке). Если исключается хотя бы одна из трёх составляющих, то информация оказывается принятой мозгом не в полном объёме.

Почему же собственный голос учащегося становится "инструментом" около математического пространства?

Давайте вспомним, как Вы в детстве учили математические формулы? А как их учат современные школьники? Дайте-ка подумать... Наверное, мало тех, кто учил их вслух. Я права?

Как же правильно учить математические определения, свойства изучаемых объектов, запоминать формулы? Именно: вслух! Глаза считывают информацию из учебника, голосом Вы дублируете её, а закрывая глаза создаёте образ в голове, потом пишете на бумаге, пытаясь воспроизвести без ошибок. Поэтому собственный голос и становится одним из важнейших "инструментов" около математического пространства.

7. Ватман и поверхности стен в доме

Яндекс. Картинки
Яндекс. Картинки

Работая в школе, я преподавала математику ученику, получившему инвалидность после того, как он сел на шпагат. Целый год юноша был прикован к кровати, а учителя приходили к нему на дом. Известно, что тригонометрические формулы с трудом поддаются запоминанию. Я обронила на одном из занятий, что если их написать крупно на листе ватмана и развесить на стенах, они запомнятся быстрее. Я не настаивала на этом: мальчик был тяжело болен, мог ли он справиться с рисованием? Каково же было моё удивление, когда, придя на следующий урок, я увидела плакаты, развешенные на стенах его комнаты. Конечно, ему помогли родители! Находясь перед его глазами в течение трёх недель, они просто впечатались в память.

Совет рисовать на ватмане формулы и развешивать их на стенах, на холодильнике, на дверях туалетной комнаты, над письменным столом, около мест, где чаще всего находится школьник, я даю всегда, когда начинаю работать с учениками. Именно по этой причине стены дома тоже являются одной из составляющих около математического пространства.

А какие у Вас "инструменты" образуют около математическое пространство? Расскажите об этом в комментариях. Ваше мнение важно для меня и читателей.

Была ли эта статья полезной для Вас?