Математика, как искусство, если нравится, то вдохновляет, если нет, то становится в тягость. Создать около математическое пространство, в котором легко творить, решая задачи и тренируя мозг, по силам каждому.
В моей статье речь пойдёт о рабочих "инструментах" школьника на уроках математики в школе и дома: о бумаге, о тетради, о ручке, о фломастерах, карандашах и текстовыделителях, о линейках, о собственном голосе, о ватмане и о поверхности стен в доме.
Сейчас пришла в голову грустная мысль о моей маме (её уже нет). Она рассказывала мне о своих детских годах. В 1945 году маме исполнилось 8 лет. Тогда у школьников не было того, что есть сейчас. Счастьем считалось раздобыть для занятий клочок газеты. Её папа, мой дедушка, вернувшийся с войны, привёз коробку цветных карандашей и несколько тетрадей. Представьте мамину радость из-за обладания таким богатством!
1. Бумага
Вы когда-нибудь задумывались, какими качествами должна обладать бумага, на которой пишется конспект и решается задача? Наш собственный природный компьютер - мозг воспринимает поступающую информацию в зависимости от того, как мы её преподносим.
Из моего опыта преподавания бумага должна быть:
- белой, но не ярко-белой, чтобы текст читался разборчиво и спокойно;
- точно не серой, она портит настроение и кажется грязноватой;
- обязательно с бледными клеточками, чтобы они не мешали мозгу считывать тексты и анализировать чертежи;
- в меру плотной, чтобы бумага не рвалась при нажатии на неё ручкой.
2. Тетрадь
Какое количество листов в тетради я считаю оптимальным для занятий по математике? 18 или 24. Объясню, почему. Тетрадь с 18 или с 24 листами раскладывается на парте свободно, оба листа при развороте лежат параллельно столу, что позволяет руке скользить по каждому из них без напряжения, а мозгу контролировать только вычислительный процесс. 12 листов в тетради мало из-за большого объема работ в течение, например, недели. 48 и 96 листов много из-за того, что руке неудобно писать на левой части разворота (для правшей): рука не лежит ровно на горизонтальной поверхности, ученик постоянно отвлекается, пытаясь втиснуть текст в 1 см от середины разворота.
Тетради на пружинке неудобны из-за того, что рука опирается на такие стяжки, которые в неё впиваются, а это отвлекает от решения задач. Кроме того, при черчении в такой тетради надо проявить мастерство, чтобы при случайном попадании линейки на пружинку получить ровную линию.
3. Ручка
При написании текстов руке нужно свободно скользить по бумаге, а след, оставляемый ручкой, должен удовлетворять некоторым требованиям. Выбирая ручку для уроков математики, надо придерживаться следующих правил:
- ей нужно быть изготовленной из легкого материала, например, из пластмассы;
- длина может быть от 13 до 14 см, чтобы удобно располагаться на руке;
- лучше, чтобы её поверхность быть однородная и гладкая, рекомендуемые резиновые вставки утяжеляют ручку и отвлекают мозг от задач;
- никаких отщёлкивающих деталей на ней быть не должно;
- наиболее благоприятный диаметр составляет 8 мм;
- её форма - цилиндрическая;
- толщина "носика" стержня 0,6 мм;
- чернила могут иметь тёмно-синий, тёмно-фиолетовый или чёрный цвет;
- колпачок для ручки должен иметь отверстие для безопасности (чтобы проходил воздух, если кто-нибудь его случайно проглотит);
Замечу, что существуют ручки для "левшей" особой формы, позволяющей видеть текс при написании.
4. Фломастеры, карандаши, текстовыделители
Все перечисленные в заголовке "инструменты" просто необходимы при изучении математики, причём не только на уроках геометрии, но и на уроках алгебры. О том, какую важнейшую роль играет цвет для мыслительного процесса, я расскажу в одной из своих следующих статей, опирающейся на научные исследования в этом вопросе, и покажу, как легко усваивается материал, когда цвет появляется на чертежах и в текстах. Требований к выбору этих "инструментов" не много:
- они могут быть разного цвета, кроме бледно-жёлтого, серого, чёрного, тёмно-коричневого;
- они должны быть в меру яркими, почти невидимыми с другой стороны листа;
- текстовыделители могут иметь наконечники (стержни) разной ширины.
Меня спросили: "В чём разница между фломастером и текстовыделителем?" В насыщенности цвета. Если провести по записям в тетради фломастером, они не будут видны, а текстовыделитель, наоборот, делает изучаемый материал цветным, но при этом видимым.
5. Линейка
Пластмассовые линейки не удобны тем, что если с их помощью что-то много раз подчёркивается, то на бумаге остаётся грязный след. Это происходит потому, что крупинки графита или чернил попадают между бумагой и линейкой и при нажиме следят.
Я рекомендую деревянные линейки.
6. Собственный голос
Любая информация усваивается на 100%, если человек задействует 3 вида памяти: зрительную (в нашем случае ученик видит текст в учебнике), двигательную (он записывает в тетради конспект, решение задач) и слуховую (слушает объяснения учителя на уроке). Если исключается хотя бы одна из трёх составляющих, то информация оказывается принятой мозгом не в полном объёме.
Почему же собственный голос учащегося становится "инструментом" около математического пространства?
Давайте вспомним, как Вы в детстве учили математические формулы? А как их учат современные школьники? Дайте-ка подумать... Наверное, мало тех, кто учил их вслух. Я права?
Как же правильно учить математические определения, свойства изучаемых объектов, запоминать формулы? Именно: вслух! Глаза считывают информацию из учебника, голосом Вы дублируете её, а закрывая глаза создаёте образ в голове, потом пишете на бумаге, пытаясь воспроизвести без ошибок. Поэтому собственный голос и становится одним из важнейших "инструментов" около математического пространства.
7. Ватман и поверхности стен в доме
Работая в школе, я преподавала математику ученику, получившему инвалидность после того, как он сел на шпагат. Целый год юноша был прикован к кровати, а учителя приходили к нему на дом. Известно, что тригонометрические формулы с трудом поддаются запоминанию. Я обронила на одном из занятий, что если их написать крупно на листе ватмана и развесить на стенах, они запомнятся быстрее. Я не настаивала на этом: мальчик был тяжело болен, мог ли он справиться с рисованием? Каково же было моё удивление, когда, придя на следующий урок, я увидела плакаты, развешенные на стенах его комнаты. Конечно, ему помогли родители! Находясь перед его глазами в течение трёх недель, они просто впечатались в память.
Совет рисовать на ватмане формулы и развешивать их на стенах, на холодильнике, на дверях туалетной комнаты, над письменным столом, около мест, где чаще всего находится школьник, я даю всегда, когда начинаю работать с учениками. Именно по этой причине стены дома тоже являются одной из составляющих около математического пространства.
А какие у Вас "инструменты" образуют около математическое пространство? Расскажите об этом в комментариях. Ваше мнение важно для меня и читателей.
Была ли эта статья полезной для Вас?