Найти в Дзене
Право и дело

Законность проведения лотерей (розыгрышей) в магазинах.

Если кто еще не заметил сейчас в торговле резко упала выручка. Падение спроса в розничных магазинах устанавливают новые антирекорды. Кроме того, в связи с упразднением ЕНВД расходы на налоги у многих увеличились в разы. В связи с этими факторами, владельцы магазинов и небольших торговых сетей все чаще начинают думать, как привлечь покупателей к своим торговым точкам. Кто то уходит в интернет и

Если кто еще не заметил сейчас в торговле резко упала выручка. Падение спроса в розничных магазинах устанавливают новые антирекорды. Кроме того, в связи с упразднением ЕНВД расходы на налоги у многих увеличились в разы. В связи с этими факторами, владельцы магазинов и небольших торговых сетей все чаще начинают думать, как привлечь покупателей к своим торговым точкам. Кто то уходит в интернет и организует новые услуги, помогающие стимулировать покупателей, а кто то пошел еще дальше и стали организовывать розыгрыши товаров. Такой вариант продвижения товаров оказался очень эффективным и магазины один за другим стали перенимать опыт своих коллег. В некоторых населенных пунктах, сейчас практически все магазины проводят такие розыгрыши. Некоторые даже умудряются проводить такие розыгрыши по нескольку раз за день.

Розыгрыш происходит следующим образом: берется какой то товар или набор товаров, продающихся в магазине и стоимость делится примерно на 50 руб. (стоимость одного лота). Лотам присваиваются номера и продаются пользователям групп в Вайбере. Когда все номера лотов проданы, запускается генератор случайных чисел и определяется выигравший лот. Исходя из того, что стоимость приза не очень высока, количество номеров 20-50 шт., шанс выиграть приз достаточно высок. Поэтому желающих принять участие достаточно много - лоты продаются буквально за несколько часов.

Данная технология продаж очень эффективна, поскольку использует самые первобытные инстинкты человека охотника и собирателя. Человеку кажется, что он получил почти за даром добычу и не задумывается, а нужен ли ему в данном случае этот продукт. Не будем исследовать моральную сторону такой технологии продаж, рассмотрим использование розыгрышей с точки зрения российского законодательства.

Для начала попробуем идентифицировать такие розыгрыши на основании юридических определений. П.1 ст. 4 закона № 224-ФЗ гласит "азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры". Поскольку розыгрыши по всем признакам подпадает под определение азартной игры, их можно отнести к деятельности, регулируемой данным законом. В п. 2 ст. 1 этого же закона приведены исключения, который этот закон не регулирует: проведение лотерей и проведение организованных торгов (аукционов). Проведение торгов к нашей деятельности не имеет отношение, а организатором лотереи согласно №138-ФЗ может быть только государство, которое действует через уполномоченных операторов (п. 6 ст. 2 138-ФЗ). К тому же лотерея может быть только международной или всероссийской. Проведение лотереи внутри одного магазина или торговой сети не предусмотрено законодательством. Таким образом, можно сделать вывод, что розыгрыши в магазинах нельзя отнести к лотерее.

Получается, что данный вид розыгрышей однозначно идентифицируется как азартная игра. А организация подобных игр без лицензии и вне игровых зон, установленных законом, предусматривает уголовную ответственность. В соответствие с п. 1 ст. 171.2 УК РФ, за организацию и проведение незаконных азартных игр предусмотрено очень суровое наказание от штрафа в 500 тыс. рублей до тюремного заключения на 2 года. Стоит ли рисковать предпринимателям, организующим такие розыгрыши - это их личное дело. Но из данной ситуации есть вполне законный способ избежать наказания и при этом не отказываться от розыгрышей. Достаточно просто немного изменить правила их проведения.

Дело в том, что когда то в законе "О лотерее" был пункт 3 ст. 3, который содержал вид лотереи, для которой не требовалось покупать лотерейные билеты. В настоящее время этот пункт исключили из данного закона, а проведение акций, называемых "стимулирующая лотерея" отнесли к закону о рекламе. Для проведения таких стимулирующих лотерей не нужно ни каких лицензий и за их проведение не предусматривается наказание. Главным условием такой лотереи является отсутствие какой либо платы со стороны покупателя. Чтобы провести такую лотерею достаточно немного повысить стоимость товара, участвующего в акции и присвоить номера и потом их разыграть. При этом экономический эффект от акции будет таким же, зато не будет проблем с законом.