В период Перестройки многие советские режиссеры выступили за демократические принципы в процессе создания кино. Партийная цензура действовала порой слишком жестко, с этим трудно поспорить. Но вот прошло почти 30 лет с момента крушения советской империи, но мы только начинаем нащупывать какое-то идеологические опоры в кинематографе, да и то с оглядкой на СССР.
А тогда, в начале 90-х режиссерам подарили не только свободу, но и возможность самим продавать свой продукт. Разве не честно? Ведь именно так можно узнать: какое кино на самом деле предпочитает зритель. Ведь не секрет, что в СССР многие фильмы спасали массовыми походами в кинотеатр солдат и школьников. А в 90-е все, снял кино – торгуй им сам. Правда, с этих лет на российские просторы хлынула продукция Голливуда. Но зритель то был еще наш, советский.
Как раз в это время, в 1991 году Эльдар Рязанов снял свой фильм о времени лихолетья под названием «Небеса обетованные». Снять то снял, а вот заманить зрителя в кинотеатры оказалось куда сложнее.
- В наши дни сделать фильм непросто, но это - не главное. Главное – его продать. А продавать я не умею. Но наступили такие времена, что, как говорится, «хочешь жить – умей вертеться», - рассказывал после выхода фильма «Небеса обетованные» Эльдар Александрович журналу «Экран».
Такая же ситуация, по словам режиссера, с фильмом «Мать» Глеба Панфилова, «Армавир» Вадима Абдрашитова, «Чернов» Сергея Юрского, «Сукины дети» Леонида Филатова и «Похороны Сталина» Евгения Евтушенко.
Рязанов с сожалением констатировал, что пришло время низкопробных комедий Анатолия Эйрамджана – «Бабник» и «Новый Одеон» и других. Это теперь те комедии – часть истории, а ведь тогда такие фильмы внесли свою лепту в разрушение советского кино.
По словам режиссера, зрителю нужны половые акты, насилие, а нормальное кино, снятое по лекалам советского времени, никому не нужно.
В начале 90-х сработала пружина: слишком много запретов и цензуры в кино обернулись полной свободой, диким рынком, но за тридцать лет устоялось. Идеологии нет, как и перекосов тех лет.
А потом, много лет спустя про Рязанова писали: великий режиссер превратился в мелочного брюзгу, который всем недоволен, и снимает плохие фильмы. Разучился, расслабился в эпоху рынка. Вот и вышло, что тяжело жить без цензуры, которую ругали. Вот только цензура эта должна быть адекватной и уместной.
Подписаться на канал «КиноНытик»