Александр Башлачёв выбросился из окна 8 этажа своей съёмной квартиры 17 февраля 1988 года, 33 года назад. А было ему тогда 27, что позволило записать его в Клуб 27 - собрание тех музыкантов и поэтов, которые расстались с жизнью в этом юном возрасте.
Беглый подсчёт цифр легко приводит нас к мысли, что в прошлом году поэту исполнилось бы 60 лет: он родился 27 мая 1960.
К 60-летию рок-барда и музыканта Александра Башлачева его друзья и поклонники хотели установить памятник в Петербурге. Даже место вроде уже определили — перед Финляндским железнодорожным мостом. Автор проекта - Мария Иванова-Очерет
Идею активно поддержали знаменитости: Артемий Троицкий, Диана Арбенина, Олег Гаркуша, Борис Гребенщиков, Евгений Маргулис. Башлачев был их товарищем и современником. А Людмила Гребенщикова (вторая жена БГ и соседка скульптора Ивановой-Очерет) подарила Марии неизвестные фотографии Александра Башлачева, которые она сама сделала. «Чтобы Саша получился именно таким, каким мы его помним»,— пояснила она.
Однако из-за эпидемии коронавируса сроки сдвинулись, и открытие памятника перенесено на 2021 год. И пусть всё сложится!
Артемий Троицкий говорит: "Для меня это не «Памятник неизвестному рокеру», а именно памятник Башлачеву — великому поэту, творцу калибра Есенина и Маяковского, и то, что он пел свои стихи под гитару, его достоинств не умаляет. Памятники Высоцкому и Цою уже имеются, и это очень хорошо. СашБаш — в этом же ряду."
Но вернёмся к песне, строка из которой вынесена в название статьи. Эта песня для меня имеет личную историю - её дал мне послушать впервые будущий муж, с которым у нас был долгий (почти трёхлетний) железнодорожный роман: он ездил ко мне в Севастополь и Симферополь, я к нему в Москву.
Эта песня - образец тонкой любовной лирики, жемчужина творчества Башлачёва. Вот почитайте:
Поезд
Нет времени, чтобы себя обмануть,
И нет ничего, чтобы просто уснуть,
И нет никого, кто способен нажать на курок.
Моя голова - перекресток железных дорог.
Есть целое небо, но нечем дышать.
Здесь тесно, но я не пытаюсь бежать.
Я прочно запутался в сетке ошибочных строк.
Моя голова - перекресток железных дорог.
Нарушены правила в нашей игре,
И я повис на телефонном шнуре. -
Смотрите, сегодня петля на плечах палача.
Скажи мне - прощай, помолись и скорее кончай.
Минута считалась за несколько лет,
Но ты мне купила обратный билет.
И вот уже ты мне приносишь заваренный чай.
С него начинается мертвый сезон.
Шесть твоих цифр помнит мой телефон,
Хотя он давно помешался на длинных гудках.
Нам нужно молчать, стиснув зубы до боли в висках.
Фильтр сигареты испачкан в крови.
Я еду по минному полю любви.
Хочу каждый день умирать у тебя на руках.
Мне нужно хоть раз умереть у тебя на руках.
Любовь - это слово похоже на ложь.
Пришитая к коже дешевая брошь.
Прицепленный к жестким вагонам вагон-ресторан.
И даже любовь не поможет сорвать стоп-кран.
Любовь - режиссер с удивленным лицом,
Снимающий фильмы с печальным концом,
А нам все равно так хотелось смотреть на экран.
Любовь - это мой заколдованный дом,
И двое, что все еще спят там вдвоем.
На улице Сакко-Ванцетти мой дом 22 .
Они еще спят, но они еще помнят слова.
Их ловит безумный ночной телеграф.
Любовь - это то, в чем я прав и неправ,
И только любовь дает мне на это права.
Любовь - как куранты отставших часов,
И стойкая боязнь чужих адресов.
Любовь - это солнце, которое видит закат.
Любовь - это я, это твой неизвестный солдат.
Любовь - это снег и глухая стена.
Любовь - это несколько капель вина.
Любовь - это поезд "Свердловск-Ленинград" и назад.
Любовь - это поезд сюда и назад.
Нет времени, чтобы себя обмануть.
И нет ничего, чтобы просто уснуть.
И нет никого, кто способен нажать на курок.
Моя голова - перекресток железных дорог.
У меня от этих строк до сих пор - мурашки по коже. Саша как будто напоминает нам всем о том, что настоящая любовь часто (или даже всегда) трагична, ей препятствуют расстояния, обстоятельства и несовпадения, но больше всего - время. "Минное поле любви" не прощает ошибок.
Обратите внимание на фантастически красивые развёрнутые метафоры: любовь у поэта - это и "режиссёр с удивлённым лицом", и поезд, мчащий героя к возлюбленной и обратно, и вагон-ресторан, прицепленный прямо к коже дешёвой брошью.
Но это и дом, в котором спят счастливые влюблённые, соединившись, наконец, в маленькой точке времени и пространства. Правда, ненадолго.
И над всем этим - "Любовь - это солнце, которое видит закат." Солнце, наблюдающее свою собственную смерть. Пронзительный и абсолютно нетривиальный образ.
И если вы не знали этого необычного, очень своеобразного поэта, то я очень вам советую познакомиться с его творчеством. А если вы его давно знаете и любите, напишите мне, какую песню из его небольшого наследия в 100 единиц текста вы любите больше всего.
Напоминаю про лайк-коммент-репост и подписку. Не будем терять друг друга во времени и пространстве!