Первый камень в строительстве Мазурского канала на реке Анграпа вытекающей из озера Мамры, что находится на территории Польши, был заложен еще в 1764 году.
Но реализация этого затратного и технически сложного проекта, была приостановленна почти на сто лет. Вновь к этой идеи вернулись в 1862 году, разработав новый проект водного пути. Судоходный канал должен был быть с шестью наклонными сухопутными рампами, по которым суда передвигались бы на специальных рельсовых тележках с помощью канатных фуникулеров.
Сейчас по этому принципу работает Эльблонгский канал в Польше.
Затем обсуждалось еще три варианта проектов, и лишь в 1907 году на рассмотрение был представлен окончательный. Где канал соединил бы собой Мазурские озера ( Польша) с рекой Лава (Калининградская обл.), притоком Преголя. В состав и систему канала должны были войти: русло, шлюзы, ворота безопасности — вальцовые плотины, зимние гавани и порты, дюкеры, водовыпуски и проходы под каналом, знаки навигации и огни, службы эксплуатации, технического обеспечения и электроснабжения, автодорожные и железнодорожные мосты.
И в 1911 г. стройка вновь возобновилось, но мировой экономический кризис и войны, снова внесли свои коррективы в строительство водной магистрали. А поражение Германии во Второй мировой войне; капитуляции и раздел территории Восточной Пруссии между Советским Союзом и Польшей, привело и к разделу канала, готовность которого на тот момент составляла 75%. И окончательно закрепил за собой статус многовекового недостроя.
Шлюзы получили названия близлежащих посёлков:
- Allenburg I (Mündungsschleuse) / Дружба I (Калининградская обл.)
- Allenburg II (Bahnhofschluse) / Дружба II (Калининградская обл.)
- Groß Allendorf (Калининградская обл)
- Wilhelmshof (Калининградская обл.)
- Georgenfelde / Озерки (Калининградская обл.)
- Langenfeld / Długopole (Польша)
- Klein Bajohren / Bajory Małe (Польша)
- Sandhof / Piaski (Польша)
- Unterschleuse Fürstenau / Leśniewo Dolne (Польша)
- Oberschleuse Fürstenau / Leśniewo Górne (Польша)
Единственный не взорванный немцами во время Второй мировой войны автодорожный мост в районе не существующего ныне п. Мауэнвальде.
В шлюзах #Мазурского канала применены три типа ворот: двухстворчатые арочные, плоские подъемно-опускные и плоские откидные. Единственный Шлюз Кляйн Байорен (Польша), который был оборудован плоско откидным типом ворот.
Так оборвалась история этого строительства. Канал так и остался дорогой в никуда. СССР фактически забросил этот#недострой. Гидротехническое оборудование шлюзов было демонтировали, а часть трассы давно обезвожена.
Польская часть Мазурского канала до настоящего времени обслуживается и поддерживается. А один из шлюзов облюбовали любители роупджампинга, прыжков с верёвкой с высоты. Это шлюз Обер Фюрстенау в Лешьнево, на фронтоне которого выбит грозный немецкий орёл- герб Третьего рейха. И сейчас это популярный туристический аттракцион.
Мазурский канал можно смело назвать монументальным, уникальным и технологическим сооружение. И несомненно он заслуживает статуса исторического памятника.
Даже по прошествии столько го времени шлюзы канала впечатляют масштабом и качеством исполнения. Очень рекомендую посмотреть этот объект, пока он не канул в лету.
Если статья понравилась, ставьте лайки, подписывайтесь на канал и задавайте вопросы в комментариях.