«Мне все равно, что пишут, моя задача — делать свое дело».
(Александра Трусова)
ИСТОКИ МИФА О "НЕКОМПОНЕНТНОЙ" ФИГУРИСТКЕ АЛЕКСАНДРЕ ТРУСОВОЙ
Вопрос о том, почему прославленный ТШ во главе с Э.Г.Тутберидзе не смог обеспечить стабильность и наработать необходимые навыки в компонентах и артистизме у уникальной фигуристки Александры Трусовой, по неизвестной причине считается некорректным. До сих пор принято обвинять в недоработке "компонентности" не ее бывших тренеров , а саму спортсменку, будто бы отрицающую значимость вращений, скольжения и прочих элементов мастерства фигуриста.
При этом, что бы ни делала Александра в плане совершенствования во всех аспектах своего мастерства, кампания по закреплению стереотипа о ее "некомпонентности" в общественном сознании наращивает обороты, что наносит непоправимый вред репутации талантливой фигуристки.
Пропаганда сводится к мысли о том, , что прокаты Трусовой - это "разбег-прыжок", что она немузыкальна, непластична , или вообще "деревянная", что прыгает, как кузнечик, но нестабильна и напрочь лишена артистизма. А самое главное - ей просто не дано быть "компонентной" и артистичной - она умеет только прыгать, поэтому не способна прогрессировать и побеждать.
Создается впечатление, что делается все это неслучайно. А ведь после перехода Саши Трусовой в Академию Е.В.Плющенко результат работы в данном направлении налицо.
Об изменениях в скольжении, вращениях, презентации и артистизме Саши Трусовой высказались многие авторитеты российского и мирового фигурного катания, такие как Арутюнян, Тарасова, Чайковская, Бестемьянова, Бутырская, Навка, Слуцкая, Т.Бартон и другие. Бронзовый призер чемпионата мира-2015 Елена Радионова отметила прогресс в выступлениях Трусовой:
«Саша Трусова, безусловно, продолжает творить фантастику, она прибавляет от старта к старту, причем это видно, и это очень круто. У нее с Евгением такой контакт, такая связь, что уже видна их работа, хотя они сотрудничают не так долго. Саша прибавила и в хореографии, это очень круто, к ней приходит уверенность».
https://yandex.ru/turbo/sportrbc.ru/s/news/5faa5b019a7947546b2e5b4b
Не заметить улучшений в аспекте компонентности и артистизма просто невозможно, о чем пишут как русские , так и иностранные ценители фигурного катания. Однако не хотят этого признавать российские судьи: видимо, запущенный миф о "некомпонентности" до сих пор работает против Александры, позволяя оценивать ее катание незаслуженно низко в пользу фигуристок Э.Г.Тутберидзе, которых с точностью до наоборот вознесли до небес в аспекте "компонетности" и артистизма.
ИНТЕРВЬЮ Д.ГЛЕЙХЕНГАУЗА О САШЕ
Вспомним, кто и когда инициировал именно такое отношение к фигуристке, кто стоял у истоков мифа о ее нежелании отрабатывать "компонентную" составляющую .
После эпохального проката Александры Трусовой на ЮЧМ в Софии в марте 2018 года Даниил Глейхенгауз дал большое интервью, в котором сказал, что наряду с прыжками, Саша охотно работает и над другими аспектами фигурного катания:
"Саша прекрасно вращается. Она очень дисциплинированная. У нее все в порядке с математикой. Умеет хорошо считать. Она девочка умная и понимает, что нигде нельзя отдавать баллы. Можно прыгнуть четверной и получить за 2-3 вращения вторые уровни. И что в итоге? Саша все это понимает". "При этом она абсолютно спокойная, уравновешенная по характеру девочка, которая выполняет все задания тренеров. Она никогда не ставит под сомнение авторитет тренеров, что тренер может быть где-то не прав".
https://www.fsrussia.ru/intervyu/3643-daniil-glejkhengauz-esli-sportsmen-khochet-delat-chetvernoj-i-gotov-nado-li-ego-ostanavlivat.html
А потом вдруг тренеры во всех сообщениях в прессе о Саше стали акцентировать внимание на мысли о том, что Саша на тренировках только прыгает, а остальным занимается "из под палки":
"Саша готова прыгать до посинения. Вращаться не хочет и не скрывает этого".
https://m.sport.business-gazeta.ru/article/237746/
С лета 2018 года Глейхенгауз начинает формировать в прессе имидж Александры, как некомпонентной фигуристки, во всех интервью подчёркивая, что Саше надо больше работать с залом и так далее. (Подробнее об этом можно прочитать в статьях на блоге "Честный спорт").
Возвратимся к вопросу, почему все-таки прославленный ТШ во главе с Э.Г.Тутберидзе "дисциплинированную и не ставящую под сомнение мнение тренеров " Сашу Трусову не обеспечил конкурентоспособностью в аспекте компонентов и артистизма, но в то же время получил максимальный приток славы за счет ее мировых рекордов . Ответ на этот вопрос, вероятнее всего, соотносится со стратегией ТШТ "Хрустальный" в отношении других фигуристок и приоритетных задач ТШ Тутберидзе.
Не секрет, что оценка за компоненты очень сильно зависит от статуса и заслуг спортсмена. Но если вдруг за фигуристом закрепилось в судейской панели звание "некомпонентного", на поблажки ему рассчитывать не придется, будь он хоть чемпионом мира или даже Олимпийских игр. Репутация идет следом за спортсменом.
И это очень важно понимать, ибо титулом "некомпонентной фигуристки" Саша Трусова обязана именно Даниилу Глейхенгаузу, который прекрасно знал о тех последствиях, которые будут после подобного "подарка" бывшего тренера у его ученицы Александры Трусовой.
Ни одна из фигуристок ТШТ "Хрустальный", кроме Саши Трусовой, не удостоилась такого судьбоносного дара от тренера, который и должен был по сути сформировать положительное мнение о своем спортсмене в судейской панели с учетом перспектив его развития.
УТРАЧЕННАЯ "КОМПОНЕНТНОСТЬ" САШИ ТРУСОВОЙ В ХРУСТАЛЬНОМ
А ведь в ТШТ "Хрустальный" Саша Трусова пришла с универсальной базой как в области прыжков, так и "компонентов". Ее бывшие тренеры Волков и Царева закладывали базу на перспективу, а не на кратковременный результат.
Опровержением мифа о врожденной "некомпонентности" Александры Трусовой может стать , например, просмотр ее программы "Big Spender" юниорского периода 2017 года.
Саше тогда исполнилось 13 лет. Мы видим, насколько Саша сбалансирована в катании. Повышенная сложность элементов, но при этом в программе есть линия, идея, воплощение, прекрасная презентация. Шикарная дорожка шагов, на которой Сашу вертит крутит в разные стороны и это очень красиво, гармонично и сложно.
И если сравнить Сашу 2020 года с тем, как она катается только после прихода к Этери Тутберидзе, складывается мнение далеко не в пользу "великого" тренера. Куда исчезла та "компонентная" , легкая, парящая и кокетливая девочка, которую превратили в "пацанку", штампующую квады, в так называемого "робота", а потом и вовсе в надломленную и вечно падающую неудачницу? Одни вопросы, на которые не найти позитивного ответа.
Но после перехода из ТШТ "Хрустальный" в сезоне 2020-2021 под руководством Е.В. Плющенко Александра , всеми силами пытаясь возвратить утерянную в Хрустальном "компонентность" , опровергает созданный миф своими новыми прокатами.
Саша заявляет о себе как о компонентной квадистке. И теперь мы являемся свидетелями реабилитации Александры Трусовой как универсальной фигуристки.
ЧТО ТАКОЕ АРТИСТИЗМ
Именно артистизм, эстетика движений и музыкальность исполнения программы часто являются решающими в итоговой оценке за выступление. Хотя артистизм как критерий оценки за компоненты напрямую отсутствует, он все же играет определяющую роль в таких критериях компонентов, как перфоманс (презентация), композиция и интерпретация музыки.
Во избежание размытости в определении понятия "артистизм" обратимся к мнению великого режиссера, создавшего теорию сценического искусства и актёрской техники, и расставим все точки над " i ".
К. С. Станиславский учил актеров органичной пластике, «простым выразительным, искренним и внутренне содержательным движениям» при воплощении образа, выступая против актерских штампов и театральных жестов, «идущих по внешней, поверхностной линии». Но при этом позу и жест нужно было приспособить "к выявлению внутреннего переживания».
В основе СИСТЕМЫ СТАНИСЛАВСКОГО лежит разделение актёрской игры на три технологии:
- ремесло (использовании готовых штампов, по которым зритель может однозначно понять, какие эмоции имеет в виду актёр);
- представление (актёр чувства не испытывает, а только воспроизводит форму, готовый внешний рисунок переживаний);
- переживание (актёр в процессе игры испытывает подлинные переживания, и это рождает жизнь живого образа ).
Высочайшим мастерством считалось достижение полной психологической достоверности актёрской игры, то есть "переживание". Это и есть настоящий артистизм по Станиславскому.
А спорить с мнением человека, положившего начало принципам сценического мастерства и техники актера поистине смешно.
Неслучайно все великие фигуристы всегда стремились к передаче именно внутреннего переживания, максимально используя актерский арсенал для яркой презентации программы и попадания в настроение выбранного музыкального произведения. А актерские штампы оставались уделом фигуристов, не достигнувших подлинного артистизма.
НЕТ ПРЕДЕЛА СОВЕРШЕНСТВУ
"Моя цель – только кататься чисто и стараться улучшать себя. А какие уже будут места, посмотрим".
(А.Трусова)
В каждом своем интервью, начиная с первых международных побед , Саша Трусова, как мантру, повторяет мысль о том, что ее главная цель не столько рекорды, сколько постоянное совершенствование и оттачивание мастерства, стабильности и , как следствие, чистые прокаты.
Не услышать этот очень важный посыл фигуристки может или глухой, или не желающий принять как факт данное суждение. Кому выгодно ретушировать или искажать истинные устремления Александры Трусовой и с какой целью, не будем додумывать, давайте просто сфокусируем внимание на ее утверждении о стремлении к прогрессу во всех аспектах фигурного катания.
Александра очень вдумчиво берет на вооружение мысль о том, что эстетика движений, завершенность и отточенность каждой позы, мимика лица, "танцующие" выразительные руки и парящее скольжение для фигуриста становятся не менее важным условием для побед, чем сложность технического контента.
Поэтому , понимая важность совершенствования хореографической составляющей, скольжения и компонентности в прокатах, после перехода в Академию Евгения Плющенко Саша Трусова усиленно тренируется в данном направлении, наверстывая недоработки над этим в предыдущем ТШТ.
АСПЕКТЫ РАБОТЫ САШИ ТРУСОВОЙ
В ТШ Е.В. ПЛЮЩЕНКО
Главной задачей ТШ Е.Плющенко становится реабилитация Саши как спортсменки и создание ей репутации универсальной компонентной фигуристки. Хочется отметить, что созданный стереотип "некомпонентной деревянной прыгуньи" препятствует успешности Александры, напрямую отражаясь в ее оценках. Повторюсь, что Д.Глейхенгауз нанес серьезнейший ущерб спортивной репутации своей ученицы, а также создал трудности ее новому ТШ в преодолении вредоносной информации.
В АКАДЕМИИ ПРОВОДИТСЯ КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА С ФИГУРИСТКОЙ.
1) . С Сашей Трусовой индивидуально работает хореограф Марина Александровна Акелькина — прекрасный педагог «Большого театра».
2). Скольжением и компонентами с ней индивидуально занимается молодой тренер Дмитрий Михайлов .
Саша об этом рассказывает в интервью:
"Евгений Викторович разрешает мне приходить в девять, когда на льду пусто и никого нет. И я только с Дмитрием Сергеевичем Михайловым катаюсь и работаю над скольжением".
Дмитрий Михайлов показал себя и как отличный хореограф, поставив Саше прекрасную показательную программу.
3). Сергей Алексеев тренирует Александру как в аспекте техники прыжков, так и компонетов ( вращений, дорожек и т.д). Именно он подготовил юниорку Софью Муравьеву, которая продемонстрировала отличное компонентное катание на Первенстве, заняв 1 место в КП.
О том, как проходит работа с Сашей , Алексеев поясняет в интервью:
"И я, и Дмитрий, и другие специалисты — мы все работаем на равных. Есть главный тренер , и все решения, поставленные задачи, анализ ситуации — естественно , все через него."
4). Евгений Плющенко , Мария Боровикова и еще ряд специалистов ежедневно, как сплоченная команда тренеров, обеспечивают Саше Трусовой отличную базу для возможных побед.
А о трудолюбии Саши единогласно утверждали как в ТШТ "Хрустальный", так и в "Ангелах Плющенко": "Действительно, в последнее время уделяем огромное внимание хореографии и скольжению. Трусова готова пахать и пахать. Другого такого фигуриста ни в бытность действующим спортсменом, ни сейчас не встречал". (Е.Плющенко)
https://yandex.ru/turbo/rsport.ria.ru/s/20210218/plyuschenko-1598070682.html
Оценивая важность многоаспектной подготовки универсального фигуриста, Саша Трусова неслучайно вспомнила и выложила в Инстаграм свои занятия хореографией в ТШТ "Хрустальный" с Людмилой Борисовной Шалашовой.
5) Посещение театра. Балет.
Александра очень любит балет, и думается, посещение Большого театра для фигуристки и ее главного тренера есть способ поднятия планки в эстетике движения и языке пластики.
6) Значительным приобретением для качества подготовки Александры , постановки будущих или корректировки старых программ видится сотрудничество Академии Плющенко с выдающимся хореографом-постановщиком Николаем Морозовым. ( О шедеврах хореографии Морозова и наиболее ярких программах можно прочитать на блоге "Женские грезы").
Т.А.Тарасова поддержала стратегию Евгения Плющенко:
"Вот это на сто процентов правильное решение. Коля Морозов может сделать ее ( Сашу Трусову) другой, он может помочь ей в выражении своего стиля, помочь в постановках программ, чтоб она была неповторимая".
https://yandex.ru/turbo/rsport.ria.ru/s/20210220/tarasova-1598396182.html
РЕАБИЛИТАЦИЯ САШИ ТРУСОВОЙ
Сезон 2020-2021 год
Каждый прокат фигуриста - это определенный эмоциональный посыл и ответная реакция, то есть энергетический отклик на него, что создает резонанс между фигуристом и зрителем. Следовательно, сила восприятия зрителем, отклик зала на программу, как правило, свидетельствует об умении фигуриста передать идею программы, донести художественный образ. А это и есть самый важный результат для оценки артистизма.
Если оценить реакцию зала на прокаты Трусовой, то можно сказать, что фигуристка достигает самого мощного резонанса и самого теплого приема у зрителей, в чем можно убедиться, посмотрев неофициальные записи ее выступлений. ( Официальные записи Первого канала показывают поведение болельщиков в нужной интерпретации). Подтверждают это и комментарии прямо с выступлений из зала на Кубке Первого канала:
Соня Чижевская: "Разглядываю баннеры на трибунах. Лидер - Саша Трусова, у неё 4. (....)🤷♀️ ".
Khatija Goreijadze:
"Саше накидали полный лед "бананов". Зал мощно аплодирует ей прямо во время проката" . ( комментарии из группы Вконтакте "Фигурное катание ^Тор^").
В прокатах Александры нет штампов, она органична, очень искренна, проживает образ программ изнутри ("внутреннее переживание" по Станиславскому) и всегда имеет колоссальный отклик зрительного зала.
Зажатость, суетливость и подростковая угловатость, которые можно было видеть в ее прокатах последних сезонов ТШТ "Хрустальный" 2019- 2020, постепенно сменяется на пробуждающуюся женственность, драйв прокатов и энергетическую мощь.
Саша просто "заводит" зал во время прокатов, особенно произвольной программы. Можно отметить эстетику ее движений, завершенность и отточенность каждой позы. Мощь харизмы Александры Трусовой, драйв и глубина внутреннего переживания образа заставляют ей верить.
И разве это не артистизм? Разве не обретенная в результате упорных тренровок компонентность?
ФАВОРИТКИ СУДЕЙ: КОМПОНЕНТНОСТЬ, ЭСТЕТИКА ДВИЖЕНИЙ И АРТИСТИЗМ
Сашу Трусову часто противопоставляют более "компонентным" и артистичным девочкам из ТШТ "Хрустальный". ТШТ "Хрустальный" хорошо поработал для создания такого имиджа своим фавориткам, в отличие от Александры. И, как следствие, судьи благоволят ученицам Э.Г. Тутберидзе и оценивают их прокаты космическими баллами, а Александра даже за технику, не говоря уже о компонентах, получает несравнимо более низкие оценки. Информационные "вбросы" функционируют , и это уже не домыслы, а упрямые факты.
Саше приходится доказывать свою состоятельность как фигуристки во всех аспектах вопреки , а фавориткам "Хрустального" автоматически помогает созданная ТШТ "Хрустальный" репутация. И здесь неважно, где правда, а где ложь или сокрытие правды - результат репутации отражается в оценках.
Попробуем оценить компонентность, артистизм, эстетику движений и чувство позы у фигуристок Э.Г.Тутберидзе на примере Анны Щербаковой и Камилы Валиевой, главных конкуренток Саши Трусовой. Хотя, думается, самой серьезной соперницей Саши и "хрустальных" девочек в компонентности и артистизме должна быть все же Алена Косторная, которая пока в этом аспекте опережала всех перечисленных фигуристок, в том числе и Александру.
КАМИЛА ВАЛИЕВА, АННА ЩЕРБАКОВА: СРАВНЕНИЕ
Давайте для начала понаблюдаем за жестами, мимикой, позами, при помощи которых создают образы фаворитки ТШТ "Хрустальный" и российских судей Камила Валиева и Анна Щербакова.
Нас будет интересовать:
- умение избегать актерских штампов в мимике,
- умение воссоздавать глубину образа чувством, мимикой лица,
- умение показывать развитие эмоционального сопровождения презентации в динамике состояний;
- разнообразие мимики лица и жестов;
- пластика движений, эстетика поз;
- "танцующие руки";
- осанка во время проката;
- точность и законченность движений;
- умение воссоздавать разные образы и состояния.
1). АННА ЩЕРБАКОВА
(Заложница одного образа)
Казалось бы, природный талант к интерпретации музыки делает Щербакову универсальной фигуристкой, способной раскрывать на льду любой образ. Но вместо этого она уже несколько лет неотступно следует чёткой "артистической линии" , выбранной для неё в «Хрустальном", и ее программы , как под копирку, однообразно воссоздают "страдание" или "нежность, переходящую в страдание".
Анна - заложница одного образа, типичных программ и нераскрытых способностей в плане артистизма.
«В той музыке был логичный образ, страдание, и от этого в программе не было напора", - так отзывалась о своей программе этого сезона сама Анна.
Фигуристка стала конвейером "нежнятины", как афористично назвала подобные прокаты Т.А.Тарасова, или "вселенского страдания", что не дает возможности девушке показывать динамику чувств и привязывает к использованию актерских штампов в движениях, мимике.
О скольжении фигуристки сделано много разборов, где подчеркивается, что это не сильная сторона спортсменки. Отсмотрев многочисленные видео выступлений Анны Щербаковой, можно заметить одну особенность – у нее почти везде сильно согнутые ноги, ее будто пригибает ко льду, что тоже говорит не в пользу Анны. И потому фигуристка проигрывает в эстетике движений и точности поз. Руками Анна пытается "танцевать", и часто успешно.
Можно обратить внимание и на то, что Анна использует наработанную одинаковую мимику "страдания", и это узнаваемо, так как уже становится своеобразным актерским "штампом", переходящим из программы в программу. К сожалению, фигуристка явно "переигрывает" лицом, и это говорит не в пользу уровня ее артистизма. По системе Станиславского, это технологии "ремесло" и "представление". До уровня "переживание" Анну не пускают штампы.
Но здесь вопросы скорее не к фигуристке, а к ее тренерам, так как Анна, вероятно, способна по своим задаткам к артистизму уровня "переживание".
РАССМОТРИМ ФОТО АННЫ И СДЕЛАЕМ НАБЛЮДЕНИЯ:
Все это очень печально, так как свидетельствует о неиспользованных ресурсах способностей фигуристки, об отсутствии практики воссоздания разных образов и состояний.
2). КАМИЛА ВАЛИЕВА
(Заложница гибкости и растяжки)
Камилу Валиеву, безусловно, выделяют хорошая растяжка и кошачья гибкость, которые зачастую используются не для раскрытия идеи программы или углубления образа, а скорее для демонстрации возможностей фигуристки. И вряд ли чрезмерно частые махи ногой могут быть целесообразны и оправданны в раскрытии образа , например, змеи в "Болеро".
Таким образом, Камила становится пока лишь заложницей гибкости и растяжки.
У Камилы прекрасная растяжка на вращениях, но при этом вращения делаются на низкой скорости, что должно находить отражения в оценках. Школы хорошего скольжения в Валиевой пока нет, но осанка лучше, чем у Анны.
Лицом Камила образ отыгрывать пока не умеет даже на уровне актерских штампов: однообразие жалобной мимики на протяжение программ независимо от смыслового наполнения. Глубокого понимания образа и идеи программы Валиева пока не демонстрирует, так как не осознает глубины замысла.
Камила тоже катает нечто наподобие "нежнятины" или "страдания". В отличие от Анны, Камила музыкальностью не отличается, но превосходит Щербакову в чувстве позы. Валиева еще не научилась в совершенстве "танцевать" руками, но уже очень близко подходит к использованию рук как инструмента.
РАССМОТРИМ ФОТО КАМИЛЫ И СДЕЛАЕМ НАБЛЮДЕНИЯ:
Также наблюдается тенденция в использовании Камилой актерских штампов, поверхностно декорирующих переживание, заложенное в программе выступления, но в меньшей мере, чем у Анны. В чувстве позы Камила превосходит Анну: ее позы завершенные и более точные. Эстетика движений фигуристке подвластна.
К.ВАЛИЕВА И А.ЩЕРБАКОВА: АРТИСТИЗМ И ЭСТЕТИКА ДВИЖЕНИЯ.
Камилу Валиеву и Анну Щербакову нельзя назвать эталонными фигуристками в аспекте артистизма и эстетики движений, несмотря на космические баллы, которые они получают от российских судей и созданную репутацию.
В плане артистизма обе девушки не переступают планку актерского штампа, хотя Анна превосходит Камилу в музыкальности, а Камила Анну в аспекте эстетики движения, завершенности и точности позы. В скольжении обе фигуристки далеки от совершенства.
Таким образом, репутация "компонентных" и артистичных фигуристок создана ТШТ "Хрустальный" на перспективу, что, в принципе, только помогает девушкам. Однако на данный момент обе фигуристки еще далеки от совершенства и вряд ли заслуживают космических баллов в данном аспекте.
АЛЕКСАНДРА ТРУСОВА: ОПРОВЕРЖЕНИЕ МИФА О "НЕКОМПОНЕНТНОСТИ"
Эстетика движений,
чувство позы и артистизм
Представленные фотографии и выступления сезона 2020-2021 демонстрируют опровержение мифа о том, что Александра Трусова - "некомпонентная", неженственная и неартистичная фигуристка.
Стоит только вглядеться в фотографии, запечатлевшие фрагменты выступлений Саши, как сразу же ловишь себя на мысли о том, что каждая из поз фигуристки напоминает скульптуру: настолько эстетично, филигранно точно и законченно каждое ее движение. Этим может похвастать не каждый фигурист. Отметим, что Трусова не позирует специально, а фото делаются в процессе ее прокатов. И каждое фото, запечатлевшее движение, позу, способно претендовать на произведение искусства. Такая закономерность удивляет.
Думается, что в этом и заключается особый дар Саши - чувство позы, которым фигуристка владеет в совершенстве. Она явно превосходит в донном аспекте своих соперниц, о которых было написано.
Именно органика в презентациях и отсутствие штампов отличает юную фигуристку: она добивается полного резонанса с залом, аплодирующим ей уже в момент самого проката. Особенно в Произвольной программе этого сезона "Ромео и Джельетта" .
КАЖДОЕ ДВИЖЕНИЕ, ПОЛОЖЕНИЕ, ПОЗА В ПРОГРАММАХ АЛЕКСАНДРЫ ОПРАВДАНЫ, ЦЕЛЕСООБРАЗНЫ, ПРОДУКТИВНЫ, ЭСТЕТИЧНЫ.
Во время прокатов мимика лица Саши Трусовой постоянно меняется, воссоздает динамику разных состояний, но не штампами, а через вхождение в образ и переживание. Поэтому при прокатах Александры чувствуется такой мощный глубинный драйв, такая сильная энергетика, что и рождает
резонанс с зрительным залом. А это и есть тот самый артистизм, о котором писал Станиславский (технология "переживание").
В процессе работы Саша "почувствовала" свои руки, и наконец стала успешно пробовать ими "танцевать" . А это так ярко дополняет образ. Мы уже наблюдаем не махи рук и ног, а пластичные красивые движения, которые судьи в упор не хотят замечать.
Саша катает разнообразные программы, поэтому экспериментирует с воплощением кардинально противоположных образов, и у нее получается быть органичной и убедительной.
РАССМОТРИМ ФОТО АЛЕКСАНДРЫ И СДЕЛАЕМ НАБЛЮДЕНИЯ
Можно сделать вывод:
Саша максимально использует разнообразные средства для яркой презентации программы и попадания в настроение выбранного музыкального произведения. Она демонстрирует чувство позы, эстетику движений и артистизм, опровергая миф о "некомпонентности" и отсутствии артистизма. На данный момент все силы фигуристки брошены на то, чтобы приближаться к эталонности мастерства в фигурном катании.
И вряд ли случайно вращение Саши - "Бильманн", оценила сама Дениз Бильманн, в честь которой назван этот элемент! А знаменитая актриса Шэрон Стоун сделала репост видео , где Саша исполняет кантилевер. Это явное признание фигуристки и предпочтение обласканным российскими судьями и СМИ фаворитками "компонентов".
Вот так нежданно-негаданно в опровержении мифа о некомпонентности Саши Трусовой поучаствовали две личности, авторитет которых и чувство эстетики отрицать бесполезно.
https://m.vk.com/photo-151899764_457266723?list=wall423823702_296&from=post
https://yandex.ru/turbo/rsport.ria.ru/s/202
(Интервью Е.Плющенко о работе с Трусовой и мифе о "некомпонентности").
А.Горшков о Саше Трусовой:
"Сейчас, так как она у нас одна из надежд на результат [на чемпионате мира], заставлять ее выступать недолеченной еще раз — это было бы нецелесообразно и не совсем правильно".
О том, насколько Александре удалось в этом сезоне измениться и усовершенствовать свое мастерство, говорит мнение ее болельщиков и просто ценителей фигурного катания.
КОММЕНТАРИИ БОЛЕЛЬЩИКОВ:
Виталий Кирсанов: Восхищаюсь грациозностью тела Александры. Никакой лишней линии. Чёткая и идеальная структура. Возникает ощущение, что её высекал из мрамора великолепный скульптор.
Александр Гаранин: Посмотрите ее руки... Боже, какие они выразительные... Ну где у нее нет компонентов!? Ну где черт возьми!!!
Нина Новикова: *****, видно у наших судей компоненты платные, правда судьи отличились не разглядели четверной сальхов у Рухина, а вот загрибовать отдельных фигуристов(ток) - это они умеют. (...)
Алла Алмазова:
У Саши врождённое чувство позы, каждый кадр закончен и неповторим.
Елена Ларионова: В этом году Сашин кантилевер выглядит еще лучше, просто филигранный. Руки красиво стали работать.
Маргарита Цакаева:
*** (...) , это эталонное исполнение бильмана в классическом варианте, но судьи больше оценивают тех, кто выше задирает ноги...сначала все эти шпагаты в дорожке и вращениях умиляли, а теперь уже тошно...такое ощущение, что смотришь на акробатику, а не фк...
Ольга Щербаченко: (...) Саша по техническому исполнению всех элементов выше стоит и Ани и Камилы.И продолжает работать , виден очень большой прогресс в ее катании и в элементах.И вращения у нее супер. Очень сложные, на одном месте ,четко держит ось и точку.Прыжки по исполнению и приземлению самые правильные.Музыкальность прекрасная, фразы начинает и заканчивает точно.Девчат Этери сносит во вращении, у Камилы уже во вращении нога опорная аристократа.Аня всегда на присогнутых ногах катает, ....Можете орать сколько угодно и оскорблять Сашу, но ее талант очевиден.
Строителев Геннадий:
(...) Невозможно подобрать слова, чтобы выразить чувства восхищения этой красотой. Где поэты???❤
Ирина Баркова:
Это уже балет!👏👏👏👏👏
Диана Тимофеева:
Какая Саша, оказывается, эмоциональная. В этом сезоне просто не узнать. Раскрывается наш бутончик 💛
Эмоции 💓 такая одухотворенная
Татьяна Гудкова:
Саша - сплошное обаяние , очень идет улыбка. Вот какая артистка! Умеет подарить публике радость!💜🍒🍓
Николай Фомичев: Оценка Саши со стороны Дениз Бильманн и Шерон Стоун это покруче, чем театральные слезы предвзятого Ягудина!)))
Виктория Кобзева:
Радует, что зрители любят и поддерживают чисто и открыто. Без подкупов.
Evgenija Myche:
(...) вчера вживую смотрела кп и никому столько игрушек как Саше не кидали, любят Сашку! Судейство - нет слов, противно на это смотреть!
Ольга Гусарова:
Саша! Только восхищение! Железный характер! Боец! Какая энергетика! А скольжение мягчайшее. (...)
Наталия Баженова:
Эталон женского фигурного катания, сила, мощь в каждом движении, никакого мельтешения, подпрыжек, заламываний рук...Надеюсь, на международном уровне все это оценят по достоинству. Держись, Саша, мы с тобой ✊
Ирина Федоренко:
Когда Сашенька катает мурашки по коже бегут, какая выразительная девочка
Валентина Кошкина:
Сашенька стала невероятно артистичной! Красавица(...)
Асиля Хакимова:
Саша стала пластичнее, выразительнее в мелочах, нежнее, хотя я не ее фанатка, но заметила это
МНЕНИЕ АВТОРА СТАТЬИ:
САША ТРУСОВА УЖЕ ДОКАЗАЛА, ЧТО ТАЛАНТ И ТРУДОЛЮБИЕ МОГУТ ОПРОВЕРГНУТЬ ДАЖЕ САМЫЕ НЕВЕРОЯТНЫЕ ДОМЫСЛЫ , А ТАКЖЕ ИЗМЕНИТЬ МНЕНИЕ САМЫХ ВЛИЯТЕЛЬНЫХ НЕДРУГОВ.
Делай, что должен, и свершится, чему суждено". (Марк Аврелий)