Они стояли в долине. Сплоченные ряды воинов приготовились к сражению. В центре лучники, с колчанами, наполненными стелами, за ними всадники в чешуйчатой броне, вооруженные копьями и мечами. Бронзовые шлемы заблестели в лучах восходящего солнца, так, что враги на мгновение прикрыли глаза, осознав, что перед ними серьезный противник – армия самого Русы сына Сардури, владыки Ванского царства, страны могущественного народа урартов.
Молодой варварский вождь, наблюдавший с вершины холма за урартскими воинами, восхищенно вздохнул. У себя на родине, на северных склонах Кавказа, он такого великолепия не встречал. Конечно, и там можно было показать воинскую доблесть в стычках между кланами соплеменников или с подступившими к предгорьям степняками. Но отбитая отара или даже конский табун не принесут вечной славы. И потому, когда однажды в родное село пришли кочевники-киммерийцы с предложением отправиться вместе в далекий поход на юг, за Кавказский хребет, юный воин не колебался.
Не колебался он и сейчас, когда перед ним и его дружиной стояла задача победить урартов, закованных в сияющую броню, и захватить добычу, которую они защищают. Варварский вождь хотел, чтобы о нем слагали песни. А еще он хотел такой шлем…
Бронзовые шлемы конца VIII – начала VII в. до н.э. находят среди богатейших древностей Кавказа. На сегодняшний день их известно 26, но это только официальные цифры, которыми оперируют музейные работники.
Все шлемы предскифской эпохи относятся к единому типу. Они вырублены из тонкого бронзового листа, края которого соединялись внахлест и скреплялись бронзовыми скобами или заклепками. Технология крепления при помощи заклепок широко применялась в эпоху бронзы и раннего железа, а вот крепление скобами инновационный прием, характерный только для шлемов.
Немногие шлемы «ассирийского облика», обнаруженные в комплексах уверенно позволяют связать эти предметы с древностями кобанской культурно-исторической области.
Однако еще Прасковья Сергеевна Уварова в 1900 году на страницах своего фундаментального труда «Могильники Северного Кавказа» указала на близкое родство кобанских пластинчатых шлемов с бронзовыми литыми шлемами воинов государства Урарту.
Урарты же переняли эту форму защитного снаряжения от своих извечных врагов – ассирийцев. Вероятно, идею создания конических головных уборов из металла жители северокавказских гор позаимствовали во время совместных с кочевниками-киммерийцами военных походов в Закавказье в конце VIII – начале VII вв. до н.э.
…во дворце Дур-Шаррукина, столицы Ассирии, царь Саргон II внимательно изучал донесения разведчиков.
«Привет царю, моему господину, – писал его сын Синахериб. – Ассирия благополучна, храмы благополучны, все царские крепости благополучны, пусть сердце царя, моего господина, будет весьма довольно. Мне писали уккийцы: когда царь урартский пошел на страну Гамир, все его войско было побито, трое из его начальников со своими отрядами убиты, сам же он бежал и вступил в собственную землю». Сердце сурового владыки Ассирии действительно было весьма довольно. Враг и сосед ослаблен. Можно начинать военный поход на север.
Вождь кавказских горцев также был доволен. Урартское войско разбито, можно возвращаться домой с честью и богатой добычей. Шлем, правда, захватить не удалось, но не беда. Кузнецы его родины – прекрасные мастера, они сделают ничуть не хуже.
По материалам блога Исторического музея