Найти тему

Давать милостыню или не давать?

Как поступать по-христиански? Да очень просто. Едешь вечером домой с работы голодный, уставший, злой. И понимаешь, что дома тебя ждет ужин. Ты приедешь, расслабишься, успокоишься, поешь, включишь телевизор и будешь до полуночи смотреть свой любимый сериал. И у тебя на душе от этого тепло.

Протоиерей Евгений Попиченко
Протоиерей Евгений Попиченко

И ты едешь на машине неспешно. И вдруг видишь краем глаза – на дороге стоит человек. Голосует. И человек внешне не очень приятной, не очень, наверное, трезвый. Причем стоит на другой стороне дороги.

Ты проехал мимо него, и вдруг что-то кольнуло: «А что-то вечер-то, наверное, поздний, надо человеку помочь…» И ты разворачиваешься, открываешь окошечко, спрашиваешь:

- Вам куда?

- А туда, на конец, в другую сторону.

И ты довозишь и спрашиваешь: «Может вам еще чем-то помочь?»

Вот это христианский поступок. Вот так поступает христианин. Но мы понимаем, что поступаем не всегда так. Когда по пути и когда у нас хорошее настроение, тогда еще можем человеку послужить.

Но Господь, когда его спросили, кто мой ближний, рассказал нам именно вот историю. Буквально слово в слово Он рассказал про то, как милосердный самарянин на дороге нашел грязного больного, побитого, неизвестно трезвого или не трезвого. Но вид у него был крайне потрепанный. И вот он ему послужил, денег дал еще, чтобы о нем позаботились. Вот это поступок христианский. Господь говорит: «Иди, и ты твори также».

И понятно, что это не просто. Но христианство оно не просто. Христианство – всегда против течения. Против привычного общественного образа жизни. Оно всегда идет по-другому. И научиться так – это наша задача, потому что в этом есть любовь Христова. А чтобы этому научиться необходимо очень важное качество.

Очень часто люди приходят с вопросом давать милостыню человеку или не давать? Серьезнейший вопрос, мы все время его решаем. Потому что наша душа запрограммирована на то, чтобы быть милосердной, ведь это же Божье дело – заботиться о бедных. Проблема в том, что у нас сбит вот этот механизм, мы не его знаем.

Мы все время теряемся: давать или не давать. А вот у него пьяное лицо, у него запах, он их пропьет – все время включается наше лукавое такое рациональное начало.

Наша лукавая совесть в чем состоит? Человек знает, что надо делать, но лукавая совесть начинает ему говорить, что так нельзя, завтра другой человек за тебя сделает, почему ты. И человек часто очень проходит на поводу у лукавой совести мимо Христа, Который обращается к нему.

Ответа на этот вопрос давать милостыню или не давать на самом деле нет. Потому что это твоя личная ответственность. Личная твоя ответственность перед Богом, который поставил тебя в эти обстоятельства. Ты в них оказался, ты и думай: давать тебе или не давать.

Проще всего поступать по инструкции. Например, всегда давать по 10 рублей. Или, например, никогда не давать. Это тоже приемлемые варианты. Потому что когда человек поступает по закону, он не согрешает, но ничего и не приобретает. Исполняя закон, человек не приобретает венцов. Это то, что он должен делать по закону.

А христианин все время должен быть настроен на приобретение, на стяжание высшего, большего – благодати Духа Святого. По инструкции жить всегда просто. Часто очень люди живут по инструкции, потому что инструкция снимает с тебя ответственность.

И когда встречается у тебя на пути просящий человек, это твоя ответственность, не надо здесь инструкции. Остановись и подумай, послушай совесть, вспомни Евангелие, поговори с человеком, посмотри ему в глаза, спроси: «А зачем вам деньги, может вам чем-то другим помочь? Может, вам жить негде?» Вникая в ситуацию, ты становишься человеком, становишься христианином.

И такие упражнения нам постоянно необходимо делать. Потому что только так человек может научиться жить в личных отношениях с Богом.

Дорогие читатели! Вот уже 7 лет являюсь настоятелем восстанавливаемого Успенского Собора в Екатеринбурге. Ему 180 лет, памятник архитектуры областного значения, построенный в стиле классицизма. Был разрушен в советские годы, и теперь мы всем миром его строим. Буду рад вашим молитвам и поддержке Успенского Собора и проектов Службы Милосердия. Звоните и пишите 8-908-923-05-04 (доступен WhatsApp) или на электронный адрес: info@soborviz.ru Буду очень рад!

https://vk.com/sobor_uspenie

Протоиерей Евгений Попиченко, настоятель Собора в честь Успения Пресвятой Богородицы в г. Екатеринбурге, руководитель Православной службы милосердия Екатеринбургской епархии.