2K подписчиков

Не забивайте голову провинциальностью.

113 прочитали

Есть в Барнауле независимый театр с провинциальной судьбой.

Несколько лет назад из рекламного проекта одного местного глянцевого издания родился театр. Журналисты придумали поставить на большой сцене спектакль, где будут играть известные люди, журналисты, предприниматели и тд.

Этот проект повторили несколько раз, на одну из постановок позвали режиссером Александра Савина, тогда ведущего артиста Молодежного театра. После премьеры у артистов и режиссера все так закрутилось, что они придумали театр, назвали его «Крепостной театр».

Театр показал несколько спектаклей, поменял несколько сцен, Савин ушел из профессионального театра, привлек в «Крепостной театр» значительные силы, нашел новое помещение и сегодня кажется, что театр на подъеме. Недавно на странице «Крепостного театра» в ФБ появилось заявление.

Любительский театр, это особое состояние творческой вовлеченности.

«Провинциальное искусство. В кавычках.

Принято считать, что между столичными и провинциальными театрами огромная пропасть. У "них" лучше артисты, лучше режиссёры. "Они" каждый вечер могут смотреть лучшие постановки. Выйдя на станции "Охотный ряд" прогуляться до "Большого" или "МХТ". Причинами называют также другой уровень финансирования и близкое расположение относительно остального мира. Но давайте разберёмся. Во-первых, есть ли этот разрыв. И действительно ли причина в бюджетах и наличии в труппе ведущих артистов страны? Наше мнение - разница действительно есть . Но она точно не количестве талантливых актёров. Олег Табаков родился в Саратове, Евгений Миронов в Татищево, Машков в Туле, Петров в Переславле-Зелесском. Одни уехали в "нерезиновую", а многие остаются в своей малой родине. Значит, "столичный" ген роли не играет. Талант рождается в любой точке страны. Нужно лишь заполучить его к себе в театр. Про бюджет - Когда Евгений Миронов возглавил театр Наций.. он представлял из себя руины (как организация). А финансирования от государства хватало на 7% запланированной деятельности театра. Но бессонные ночи и ранние седины...и появились спонсоры. (Ну а про то, как "вопреки" создавалась"Табакерка" рассказывать, уверены, не нужно). И в принципе, костюмы из ткани подешевле простят, если в них играют как надо. Про "отдаленность и глубинку", отсутствие возможности увидеть работы лучших деятелей, говорить сегодня просто смешно. TheaterHD показывает лучшие постановки мира (включая Российские) в кинотеатре на большом экране. Кроме того, есть возможность просмотра у них на сайте. И это не реклама. Это повод для грусти - в Барнауле, например, увидеть на сеансе местных режиссёров или артистов не получится. Не ходят.. кроме единичных исключений. И не "гуглят". Отсутствие профессионального интереса - приговор собственного таланта. И да, речь не только про наш город. В качестве истинных причин мы бы назвали слепой консерватизм, лень, тщеславие и неуверенность. Неуверенность, что зритель не пойдёт на спектакль, посчитав его сложным или скучным. Данный вопрос решается хорошим маркетингом. Чтобы из промо-кампании стало ясно - спектакль хорош, остроумен и притом внятен. Справедливости ради, стоит сказать, что хорошие постановки иногда все же появляются. И мы, за это благодарны авторам. Без иронии. Но чаще всего, вместо хорошего репертуара выдаётся ширпотреб. Лишь бы зритель был в зале. Только это "one way ticket". Ну вот, свое мнение мы озвучили. Предлагаем вам присоединиться к разговору: Есть ли разрыв между "столичными" и "провинциальными" театрами. Если да, то в чем причины на ваш взгляд?»

Это традиционный набор вопросов и ответов. Я пронимаю, зачем нужен этот текст. Это маркетинг, «Крепостной театр» живет за счет вливания новых участников, потому что в основе лежит принцип творческой студии. Автор текста ставит серьезный вопрос о провинциальности театра, на мой взгляд, это пустой разговор. Кроме одного. Вопрос провинциальности, это проблема «обученности» и профессионализма актеров и режиссера. Есть провинциальные театры с необыкновенно профессиональной труппой, куда едут ведущие режиссеры, а есть театры, которые не могут создать профессиональный коллектив. Очень часто проблема таких театров в авторитарности режиссера. В Барнауле есть такой театр, где у режиссера редко получаются хорошие спектакли и как бы артисты не старались, они понимают, что участвуют в посредственной постановке.

Если говорить о любительском театре, в сфере которого пока существует «Крепостной театр», то его очевидная проблема, это отсутствие опорных профессиональных артистов, вокруг которых должна расти любительская труппа. Любительский театр, это особое состояние творческой вовлеченности. За это театр любят и ценят, поэтому прощают всю самодеятельность.

В театре важна «насмотренность» и профессиональный рост, который, приходит с новым режиссером. Сегодня смена режиссеров, это механизм развития, потому что каждый режиссер привносит в театр и в актерское развитие новые возможности. Это не значит, что институт главных режиссеров устарел, мне кажется, что изменились условия сотрудничества.

«Крепостной театр» глубинно провинциален и это хорошо, потому что он построен на личных связях, он не массовый театр, что позволяет участникам проекта не быть отстраненными.

Не хочу, но надо напомнить монолог режиссера из кинокартины «Берегись автомобиля». Шутка.

Мне нравится Савин, нравится «Крепостной театр» и то, что на сцену, где они сегодня работают, приходят другие коллективы. Это уже почти полноценная городская театральная площадка.

Дам совет Александру. Попробуйте привлечь в ваши постановки с актерами любителями профессиональных артистов. Это даст резкий рост в мастерстве, привлечет зрителей и тд. Знаю, что артистов из профессиональных театров Барнаула не пускают, (не приветствуют, не рекомендуют, косо смотрят) в «Крепостной татар». Попробуйте пригласить артиста из другого города. Подумайте, кого из режиссеров можно позвать на постановку. Знаю, что денег нет. Но над вашим подвалом, на первом этаже дома, находится банк, может быть, воспользоваться тонкостью потолка. Не подумайте, что я намекаю на уголовное преступление.

Дорогие артисты «Крепостного театра» и люди для кого эта сцена стала близкой, провинциальный театр - это хорошо, потому что он Театр.

Недавно писал поздравление одному чиновнику от культуры и посоветовал ему открыть городской театр. Он бывал в «Крепостном театре», может быть идея любительского театр найдет понимание в администрации и появится профессиональный театр, в котором часть труппы будет любительской. Есть же в крае любительские театры, их много, некоторые финансируются государством.

Но это не важно, главное не забивайте голову провинциальностью.