Как удержать ребёнка от копирования нежеланного поведения? Нужно ли ограничивать его общение с теми, кто плохо себя ведёт? Почему ребенок дружит именно с такими детьми?
Дети часто выбирают в друзья тех, кто в какое-то время удовлетворяет их потребности, привлекает своими манерами и поступками.
Добродушный мальчик, который и мухи не обидит, дружит с озорником и забиякой.
Лучшим другом может стать тот, кто обладает качествами, которые хочется воспитать в себе. Это одна из причин смены детских привязанностей, в связи с изменением характера по мере взросления. У Маши и Аси нет ничего общего, но каждая из них хотела бы быть похожей на на свою подругу.
Иногда дружба строится с теми, кто может выразить чувства ребенка, которые сам он выразить не в состоянии. Для взрослого это может стать проблемой, а в детстве нужно нащупать почву для взросления и понять, как быть самим собой. Когда отец был недоволен, то ругался на Костю, и тот весь сжимался от его крика. Поэтому тихий, замкнутый Костя выбрал себе в друзья хулигана Федю и идентифицируясь с его агрессивностью, начал понимать своего отца.
Как удержать ребёнка от копирования нежеланного поведения? Нужно ли ограничивать его общение с теми, кто плохо себя ведёт? Почему ребенок дружит именно с такими детьми?
Дети часто выбирают в друзья тех, кто в какое-то время удовлетворяет их потребности, привлекает своими манерами и поступками.
Добродушный мальчик, который и мухи не обидит, дружит с озорником и забиякой.
Лучшим другом может стать тот, кто обладает качествами, которые хочется воспитать в себе. Это одна из причин смены детских привязанностей, в связи с изменением характера по мере взросления. У Маши и Аси нет ничего общего, но каждая из них хотела бы быть похожей на на свою подругу.
Иногда дружба строится с теми, кто может выразить чувства ребенка, которые сам он выразить не в состоянии. Для взрослого это может стать проблемой, а в детстве нужно нащупать почву для взросления и понять, как быть самим собой. Когда отец был недоволен, то ругался на Костю, и тот весь сжимался от его крика. Поэтому тихий, замкнутый Костя выбрал себе в друзья хулигана Федю и идентифицируясь с его агрессивностью, начал понимать своего отца.
Родителям важно понимать, что привязанности часто меняются и могут исчезнуть достаточно быстро, когда потребность в них отпадёт. В дружбе ребенок проверяет себя наиболее глубоко. Критически оценить ситуацию дети из-за отсутствия опыта не могут. Чтобы принести детям пользу, не стоит бестактно вмешиваться в их дружбу и запрещать дружить с кем-то.
Труднее всего родителям понять момент разочарования в друге. Особенно мучительно видеть ребёнка, обиженного или брошенного друзьями. Порой, глядя на своё расстроенное чадо, в памяти всплывают сцены из собственного детства и от обиды за себя тогдашнего, накатывают слезы. Помните, что ваш ребёнок - совсем другой, не похожий на того, каким вы были в детстве.
Когда мы слишком эмоционально реагируем на ситуации, касающиеся нашего ребенка - мы укрепляем в нем уверенность, что это катастрофа. А нужно просто успокоить его: "Я знаю, как ты переживаешь случившееся, я чувствовал то же, когда был в твоём возрасте. Ты замечательный человек, и у тебя будет много друзей, когда ты вырастешь".
Родителям важно понимать, что привязанности часто меняются и могут исчезнуть достаточно быстро, когда потребность в них отпадёт. В дружбе ребенок проверяет себя наиболее глубоко. Критически оценить ситуацию дети из-за отсутствия опыта не могут. Чтобы принести детям пользу, не стоит бестактно вмешиваться в их дружбу и запрещать дружить с кем-то.
Труднее всего родителям понять момент разочарования в друге. Особенно мучительно видеть ребёнка, обиженного или брошенного друзьями. Порой, глядя на своё расстроенное чадо, в памяти всплывают сцены из собственного детства и от обиды за себя тогдашнего, накатывают слезы. Помните, что ваш ребёнок - совсем другой, не похожий на того, каким вы были в детстве.
Когда мы слишком эмоционально реагируем на ситуации, касающиеся нашего ребенка - мы укрепляем в нем уверенность, что это катастрофа. А нужно просто успокоить его: "Я знаю, как ты переживаешь случившееся, я чувствовал то же, когда был в твоём возрасте. Ты замечательный человек, и у тебя будет много друзей, когда ты вырастешь".
Если ребенок стал полностью копировать поведение своего друга - на это надо обратить пристальное внимание. Такое поглощение должно подтолкнуть родителей, выяснить как их ребенок относится к себе. Быть может у него настолько занижена самооценка, что он совсем не уверен в себе и не может представить, что понравится кому-то ещё? Или он чувствует разочарование в нём отца, что мальчик совсем не спортивный? А может он мучается от того, что ниже всех в классе? В таких случаях полезнее будет укрепить его уверенность в себе, а не стараться прервать его отношения с приятелем.
Попытка разрушить дружбу может превратиться в бесконечную борьбу ребёнка за свободу и независимость. Более того, дав ему понять, что мы расцениваем его выбор как неудачный, мы только усиливаем чувство неполноценности, которое у него и так слишком развито.
Родители должны запрещать делать то, что противоречит основным ценностям семьи, является опасным и может привести к беде. Но на самом деле речь не только о дружбе. Главный вопрос: насколько ребенок откровенен с вами? Если он испытывает чувство неполноценности, отверженности, он компенсирует это подружившись с первым хулиганом в классе. Испытывая агрессию и пугаясь собственных побуждений, не исключено, что он выберет в друзья того, кто жестоко обращается с животными, выражая через общение с приятелем свои эмоциональные проблемы.
На детей, испытывающих психологический стресс, может влиять неприемлемое поведение других, но это исключение. Это действительно уязвимые дети, которые чаще других нуждаются в помощи. Нормальный, благополучный ребенок редко попадает под влияние антисоциального поведения.
Детям с нервными расстройствами, трудным детям почти всегда помогает дружба с теми, кто хорошо приспособлен к жизни. Даже самый отверженный и одинокий ребёнок жаждет любви и одобрения. И контакт с другими детьми, которые могут предложить выход из отчаянного положения, часто является поворотным пунктом в его жизни.
Когда ребенок начинает дружить с кем-то, кто толкает его на антисоциальные поступки, родителям стоит задать себе вопрос: какие скрытые проблемы и потребности выражает такое поведение?
Несмотря на то, что мы несём ответственность за собственных детей, не лишне дать им понять, что мы озабочены не только их делами, но и готовы всегда выслушать, посочувствовать и помочь их приятелям и знакомым.
Если ребенок стал полностью копировать поведение своего друга - на это надо обратить пристальное внимание. Такое поглощение должно подтолкнуть родителей, выяснить как их ребенок относится к себе. Быть может у него настолько занижена самооценка, что он совсем не уверен в себе и не может представить, что понравится кому-то ещё? Или он чувствует разочарование в нём отца, что мальчик совсем не спортивный? А может он мучается от того, что ниже всех в классе? В таких случаях полезнее будет укрепить его уверенность в себе, а не стараться прервать его отношения с приятелем.
Попытка разрушить дружбу может превратиться в бесконечную борьбу ребёнка за свободу и независимость. Более того, дав ему понять, что мы расцениваем его выбор как неудачный, мы только усиливаем чувство неполноценности, которое у него и так слишком развито.
Родители должны запрещать делать то, что противоречит основным ценностям семьи, является опасным и может привести к беде. Но на самом деле речь не только о дружбе. Главный вопрос: насколько ребенок откровенен с вами? Если он испытывает чувство неполноценности, отверженности, он компенсирует это подружившись с первым хулиганом в классе. Испытывая агрессию и пугаясь собственных побуждений, не исключено, что он выберет в друзья того, кто жестоко обращается с животными, выражая через общение с приятелем свои эмоциональные проблемы.
На детей, испытывающих психологический стресс, может влиять неприемлемое поведение других, но это исключение. Это действительно уязвимые дети, которые чаще других нуждаются в помощи. Нормальный, благополучный ребенок редко попадает под влияние антисоциального поведения.
Детям с нервными расстройствами, трудным детям почти всегда помогает дружба с теми, кто хорошо приспособлен к жизни. Даже самый отверженный и одинокий ребёнок жаждет любви и одобрения. И контакт с другими детьми, которые могут предложить выход из отчаянного положения, часто является поворотным пунктом в его жизни.
Когда ребенок начинает дружить с кем-то, кто толкает его на антисоциальные поступки, родителям стоит задать себе вопрос: какие скрытые проблемы и потребности выражает такое поведение?
Несмотря на то, что мы несём ответственность за собственных детей, не лишне дать им понять, что мы озабочены не только их делами, но и готовы всегда выслушать, посочувствовать и помочь их приятелям и знакомым.
Отрочество - период наибольшего внутреннего смятения, неуверенности и потребности в одобрении со стороны сверстников. В это время человек наиболее подвержен групповому давлению. Большую опасность представляют эксперименты, которые подросток проверяет на самом себе. Родители должны быть начеку, прямо и авторитарно реагировать на любые отклонения от нормы в поведении. Однако ограничения и наказания толкают ребенка в радушные объятия тех, кто не будет читать им нотаций. Лучшее противоядие - это свободное и честное обсуждение соблазнов и опасностей, которые встречаются на жизненном пути.
Нам следует научиться слушать и поощрять детей, когда они делятся своими переживаниями. От бесконечных нравоучений дети устают и перестают нам доверять. Мы помогаем ребёнку думать и вырабатывать свои собственные критические суждения, если проявляем искренний интерес к его жизни.
Бывает, что дети на разных стадиях своего развития совсем не имеют друзей. Они живут такой богатой духовной жизнью, что временами предпочитают оставаться наедине с самими собой. Или порывают с друзьями, которые начинают ими манипулировать.
Большинство детей проходят через период, когда они отвергают попытки других завязать сними дружбу, а бывает, что их самих отвергают. Станет это серьезной проблемой или нет, зависит от реакции родителей. Если мы подавлены и напуганы
этим, то ребенок считает, что он неудачник. Если принимаем как естественное и убеждаем его, что это временное явление, он получает возможность снова найти друзей.
Пригласить одноклассников к себе домой, организовать совместный поход или поездку в детский лагерь - любые действия родителей, направленные на сближение с другими детьми, могут оказать помощь в обретении друзей. Чем больше дети будут экспериментировать и чем большей свободой обладать, чтобы испробовать все свои возможности, тем лучше они смогут узнать самих себя и поверить в свои силы.
Труднее всего, когда ребёнок попадает в компанию и становится полностью зависим от неё. Группы обладают своими особенностями и правилами. Находясь там, ребенок начинает вести себя так, как не вёл бы, если бы не был членом этой группы.
Сергей, 13 лет, хорошо воспитанный молодой человек, был арестован за кражу алкоголя из магазина. " Единственное время, когда я хорошо себя чувствовал и был счастлив - это когда был с этими ребятами. Всё остальное время я ощущал себя ничтожеством" - рассказал он психологу.
Шестнадцатилетний Максим сломал себе обе ноги, когда компания подбила его прыгнуть с крыши одного дома на крышу другого. " Я не могу поверить, что сделал такую глупость!" - впоследствии говорил он.
Детям гораздо легче справляться с переживаниями, если они чувствуют поддержку близких людей и могут, не страшась осуждений, поделиться своими проблемами. Родителям нужно уметь многое замечать и грамотно реагировать, не читая нотаций, а помогая найти выход из трудной ситуации.
Как быть хорошим родителем и находить золотую середину в общении со своими детьми читайте в моем блоге.
Отрочество - период наибольшего внутреннего смятения, неуверенности и потребности в одобрении со стороны сверстников. В это время человек наиболее подвержен групповому давлению. Большую опасность представляют эксперименты, которые подросток проверяет на самом себе. Родители должны быть начеку, прямо и авторитарно реагировать на любые отклонения от нормы в поведении. Однако ограничения и наказания толкают ребенка в радушные объятия тех, кто не будет читать им нотаций. Лучшее противоядие - это свободное и честное обсуждение соблазнов и опасностей, которые встречаются на жизненном пути.
Нам следует научиться слушать и поощрять детей, когда они делятся своими переживаниями. От бесконечных нравоучений дети устают и перестают нам доверять. Мы помогаем ребёнку думать и вырабатывать свои собственные критические суждения, если проявляем искренний интерес к его жизни.
Бывает, что дети на разных стадиях своего развития совсем не имеют друзей. Они живут такой богатой духовной жизнью, что временами предпочитают оставаться наедине с самими собой. Или порывают с друзьями, которые начинают ими манипулировать.
Большинство детей проходят через период, когда они отвергают попытки других завязать сними дружбу, а бывает, что их самих отвергают. Станет это серьезной проблемой или нет, зависит от реакции родителей. Если мы подавлены и напуганы
этим, то ребенок считает, что он неудачник. Если принимаем как естественное и убеждаем его, что это временное явление, он получает возможность снова найти друзей.
Пригласить одноклассников к себе домой, организовать совместный поход или поездку в детский лагерь - любые действия родителей, направленные на сближение с другими детьми, могут оказать помощь в обретении друзей. Чем больше дети будут экспериментировать и чем большей свободой обладать, чтобы испробовать все свои возможности, тем лучше они смогут узнать самих себя и поверить в свои силы.
Труднее всего, когда ребёнок попадает в компанию и становится полностью зависим от неё. Группы обладают своими особенностями и правилами. Находясь там, ребенок начинает вести себя так, как не вёл бы, если бы не был членом этой группы.
Сергей, 13 лет, хорошо воспитанный молодой человек, был арестован за кражу алкоголя из магазина. " Единственное время, когда я хорошо себя чувствовал и был счастлив - это когда был с этими ребятами. Всё остальное время я ощущал себя ничтожеством" - рассказал он психологу.
Шестнадцатилетний Максим сломал себе обе ноги, когда компания подбила его прыгнуть с крыши одного дома на крышу другого. " Я не могу поверить, что сделал такую глупость!" - впоследствии говорил он.
Детям гораздо легче справляться с переживаниями, если они чувствуют поддержку близких людей и могут, не страшась осуждений, поделиться своими проблемами. Родителям нужно уметь многое замечать и грамотно реагировать, не читая нотаций, а помогая найти выход из трудной ситуации.
Как быть хорошим родителем и находить золотую середину в общении со своими детьми читайте в моем блоге.