Екатерина Николаевна Рощина-Инсарова (1883 – 1970) – русская драматическая актриса. Отец, известный актёр Николай Рощин-Инсаров, случайно увидел, как 15-летняя Екатерина репетирует роль в водевиле в любительском спектакле в Перловке, видел всю репетицию, потом встал на колени перед дочерью и сказал: «Прости меня, я думал, что ты бездарна. А ты талантлива по-настоящему, и ты будешь актрисой». Катя была аристократично-красива и изящна, посмеивалась над младшей сестрой – впоследствии знаменитой Верой Пашенной. Екатерина, как старшая сестра, взяла себе псевдоним отца и запретила Вере его использовать.
С 16 лет выступала на провинциальной и московской сцене. Замечательный режиссёр Синельников открыл в Екатерине особый талант. Позже она участвовала в постановках В. Мейерхольда («Зелёное кольцо»). После первых выступлений в театре Незлобина начался успех Рощиной-Инсаровой: «влетает ко мне Ермолова в слезах, Садовская в слезах, Южин и Коровин…» М. Н. Ермолова сказала Рощиной-Инсаровой: «Я играла сама эту роль, но ТАК я её никогда не смогла сыграть. Нет, у меня не было ваших глаз».
Игра актрисы была изящна и глубока, отличалась тонкостью нюансов, выразительностью интонаций, а Екатерина была красивой, нервной и впечатлительной женщиной. Все, кто видел Рощину-Инсарову, отмечали прежде всего её глаза, «всегда меняющиеся, страдающие и утешающие страдания, почти никогда – гневные. Почти всегда мученические, а если нет – смеющиеся, как могут смеяться глаза только у ребёнка…» «Если бы Вы знали, как она талантлива и как молода на сцене,» – восхищался В. Э. Мейерхольд дебютанткой в письме З. Н. Гиппиус. Л. Гуревич писала в рецензии на спектакль «На полпути»: «Грация до прозрачности исхудалой фигуры, лёгкость и гибкость почти освобождённого от тела, но нервного, капризного и кокетливого существа. И эти большие глаза, блестящие и затуманенные каким-то искусственным опьянением, и эта худенькая бледная рука, судорожно расправляющая пальцы, этот неровный, надтреснутый голос со слегка носовым тембром, эти позы – когда артистка вдруг свернётся клубочком в углу дивана или расстелется на нём, как небрежно брошенное лёгкое платье, – всё имеет своё очарование, всё это так выразительно или характерно. Но эта выразительность не есть результат утончённого сценического искусства, эта характерность дана Рощиной природою и жизнью» . Рощина-Инсарова была собирательным типом современной женщины, одной из фигур русского модерна с лицом болезненно красивым, лихорадочным, скрывающим тайну. Б. Алперс: «Её героинями в драме обычно были молодые женщины с утончённой и несколько надломленной душевной организацией». Эффектная женщина, она пришла в синематограф ещё до Веры Холодной. Почитателями Рощиной были Бунин, Куприн, Бальмонт, Тэффи.
Играла в Малаховском театре в следующих спектаклях: «Цена жизни», «Воспитатель Флаксман», «Обнажённая» (1910-е годы).
Ярко характеризует Рощину-Инсарову история, произошедшая в театре в послереволюционные дни: во время спектакля «Гроза», во время монолога Катерины, на сцену влезла девица, грызущая семечки, и рабочие не прогнали её со сцены. В перерыв Рощина высказала всё рабочим. Старший рабочий: «Катерина Николаевна, теперича кричать нельзя! Теперича мы все равны!» Рощина: «Играй сам, мерзавец, второй акт, если ты со мной равен!» После спектакля Екатерина Николаевна потребовала дать ей возможность провести собрание рабочих, где она внушила бы им хорошие манеры, так как она лично и театр в её лице получили оскорбление. Но она не пошла на это собрание и написала заявление об увольнении.
С Инсаровой хотел познакомиться А. В. Луначарский, поговорить, но она не захотела его принять.
С 1919 года в эмиграции. Там главным источником её существования стали литературно-художественные вечера. В 1922 году была приглашена в Театр русской драмы в Риге, который был едва ли не единственным постоянно действующим театром в русской эмиграции. Там оставалась до начала 1923 года, когда во время спектакля «Горе от ума» вдруг прекратилась подача электричества, затем началась стрельба. В Риге Рощина создала свой театр – Камерный, но К. Н. Незлобин увёл у неё большинство ведущих актёров. В эмиграции некоторое время переписывалась с сестрой, но затем Вера прокляла Екатерину, назвав её «иудой, предавшей русский театр» .
В день 25-летия сценической деятельности актрисы Куприн благодарил её за «те незабвенные часы, когда чаровал нас ваш голос, подобный звукам драгоценной виолончели Страдивари, за сладкую и грозную власть вашего замечательного таланта над нашими покорными душами…» В последний раз выступила в 1957 году на вечере памяти Надежды Тэффи, с которой дружила всю жизнь.
Дарья Давыдова,
зав. научно-просветительским отделом Музея п. Малаховка (подразделение МУК "Музейно-выставочный комплекс" г.о. Люберцы)
Публикации нашего канала составлены на основе книги П. Н. Базанова "Братство Русской Правды - самая загадочная организация Русского Зарубежья", включённой в фонды Музея п. Малаховка (подразделение МУК "Музейно-выставочный комплекс" г.о. Люберцы).
Другие публикации канала
С. А. Соколов-Кречетов - основатель и идеолог Братства Русской Правды