Смотришь на старые фотографии породы саарлосская волчья собака и удивляешься: велики они были, однако. Рядом стоит доктор Саарлос, селекционер породы, и его первый и любимый кобель Геральд. Доктор был не маленького роста, и сидящий пес ему по пояс.
Нынешние породистые саарлосы гораздо мельче, хотя, открываешь стандарт породы – все им соответствует.
Одна знакомая, из семьи пионеров «саарлосоводов» в Нидерландах, рассказывала мне, что «саарлос – собака очень большая, когда он (первый ее саарлос, появившийся в жизни вместе с замужеством, приданое со стороны любимого супруга) вставал на задние лапы, его голова была выше моей. А у меня маленькие дети, и его проявления радости было сложновато переносить, особенно с детьми на руках». Так что, завершала воспоминания дама, не позволяй этому волку садится тебе на голову.
Увы, мой саарлос на ней спит. Когда на моей, когда – на голове мужа. Если вы мечтали, что будете спать в компании льва или тигра (по размеру крупноваты, а так – ничего особенного – кошка она и в Африке кошка, только большая), то спать с саарлосом на голове - эка невидаль, а вот после обычной домашней кошки белой с серым ушком домашний волк на подушке поначалу крупноват. Но привыкаешь быстро.
Не знаю, со всеми ли так, но наш саарлос вырос в большую домашнюю кошку. У него кошачьи повадки, он умеет передними лапами драться и доставать то, что ему нужно, такими необычными движениями, которые ни у чужих собак, ни у собственной овчарки я никогда не видела. А еще саарлос, подобно кошкам, отлично справляется с хозяйским сердечным давлением и прочими погодными напастями. При малейшей хандре овчарка пригоняет его мне в ноги, если он сам зазевался: мол, тебя не за тем брали, чтобы ты ковры пролеживал, иди работай. И помогает.
Что же касается размеров нынешних собак, подозреваю, что дело в распространившемся в наше время в европейских кинологических клубах стремлении уменьшить физические габариты животных. Особенно в связи с тем, что большинство породистых собак стали городскими жителями, их хозяева относятся к среднему классу, у которого места для собаки есть, но и жилплощадь, и лифты, и соотношения размеров играющих на площадке собак разных пород постепенно диктуют свое. Регулирование размеров достигается кормами и размерами порций, постоянным недокармливанием с детства.
Однажды мне по секрету показали о-очень породистого мини-йорка, жившего с детства «у бабушки» на ее сердобольном кормлении здоровой пищей, а не теми пакетиками, что положены по породе. С точки зрения собачника средних пород бабушкина пища была совершенно правильной. В результате мини-йорк достиг размеров нормального крысолова и, перестав быть выставочным, в остальном оставался довольным жизнью здоровым долгожителем.
Не могу утверждать, но не исключаю, что и нормы кормления саарлосов сейчас, как и выбор кормов, нацелены на то, чтобы собака выросла здоровой, но не очень крупной. Когда мы забирали нашего щенка в ассоциации, нас заранее предупреждали, что он вырастет большим: лапы крепкие, подушечки крупные. Вырос. Большой. Но до размера саарлоса №1 доктора Саарлоса нашему далеко. При этом в ассоциации мы видим, что в своем поколении наш-то крупный. Остается только помечтать, что было бы, если бы нам отдали его не в четыре месяца, как положено по правилам ветеринарного контроля зоны Шенген, а в два месяца, как к нам попала наша старшая овчарка, то… шансы, что младшенький волчок вырос бы побольше, явно были.