Найти тему

Кондуктор

Кондукторы не так давно вернулись в нашу городскую жизнь, в середине девяностых годов, после длительного перерыва длиною в 25–30 лет. Однако кондукторы только по основной своей функции продавца проездных билетов напоминают прежних. По сути, они уже совсем другие, и через них или в них проявляются и отражаются все те общественные изменения, которые присутствуют в нашем обновленном обществе. Институт кондукторов был введен властями на муниципальном транспорте для снижения уровня все возрастающей безработицы среди населения и повышения собираемости оплаты за проезд. Кондукторы сегодня стали выполнять и другие социальные роли – воспитателя, «козла отпущения», «надоедливой мухи»... Кондуктор получает в месяц невысокую фиксированную заработную плату, и для того, чтобы получить более высокий доход должен выполнить, а лучше перевыполнить план. Режим работы кондуктора – посменный. Технология работы современного кондуктора заключается в том, что он постоянно ходит из одного конца транспортного средства в другой. Кондуктор постоянно высматривает и вычисляет вновь вошедших пассажиров и просит их заплатить за проезд или показать проездной документ. Если пассажир необоснованно отказывается платить, то кондуктор выдворяет нарушителя из салона. Однако так гладко выглядит работа кондуктора только в идеале. Современные транспортные средства спроектированы так, что в них не предусмотрен свободный проход для кондуктора. Поэтому условия работы кондукторов таковы, что постоянно происходит физический контакт с пассажирами, что раздражает, как пассажиров, так и самих кондукторов. Когда кондуктор вновь появился на городском транспорте, многие пассажиры не признавали его полномочия, пытались его игнорировать и не платить за проезд. Пассажиры вплоть и до сегодняшнего дня не вполне отдавали кондукторам право требовать с них оплату. Ситуация противоборства кондукторов и пассажиров была отчетливо осознана в муниципальных транспортных предприятиях. В результате, основным средством воздействия на пассажиров определена более активная, а часто даже агрессивная, работа кондукторов.

Выделим несколько типов кондукторов. Среди них есть «сильные» и «слабые», то есть хорошо убеждающие и плохо убеждающие пассажиров заплатить. «Слабый» кондуктор ведет себя робко и неуверенно, что позволяет пассажирам игнорировать его просьбы. «Сильный» же кондуктор, проходя по салону, выбирает такие фразы, такой тон, что не заплатить становится невозможно. Он решительно останавливает свой трамвай, троллейбус, автобус, чтобы выпроводить из него «зайца». В то же время некоторые кондукторы выбирают милосердную манеру поведения и относятся к пассажирам более снисходительно. Это распространяется на граждан пенсионного возраста и, в первую очередь, на очень пожилых людей. Иногда группку едущей молодежи кондуктор просит приобрести один-два билета на всех.

Социальные характеристики кондукторов таковы: большую часть (80 %) составляют женщины среднего, старшего среднего и предпенсионного возраста. Большинство не имеет высшего образования. Для каждого из них работа является вынужденной, все опрошенные при удобном случае с радостью сменили бы ее. Чаще всего среди причин, побудивших их пойти на эту работу, называются: желание избежать участи безработного, достаточно высокий заработок, заработок, обеспечивающий получение в недалеком будущем приемлемой пенсии. Их последними профессиями были: рабочий мебельной фабрики, бухгалтер, работник жилищно-коммунального хозяйства, заместитель директора по экономике.

Особого рассмотрения заслуживает система производственных отношений кондуктора и водителя. В идеале эта система предполагает их слаженную работу, что чаще всего и происходит. И в этом проявляются как профессиональные, так и человеческие отношения членов экипажа: «Делаем одно дело», «Один поможет другому справиться с хулиганами». Однако иногда эта система дает сбои, между водителем и кондуктором возникают натянутые, не партнерские отношения.

Появление кондукторов на транспорте можно связать со многими особенностями, происходящими в настоящем российском социуме, и новыми качествами в повседневных взаимодействиях людей. Народное хозяйство отброшено назад в свое прошлое. Многие профессии оказываются невостребованными на рынке труда (особенно из сферы промышленности и наукоемких производств). Производительность труда снизилась. Произошло обнищание основного населения. Резко возросла явная и скрытая безработица. Ситуация с оплатой на транспорте аналогична сбору налогов в нашем государстве – никто не желает сам, добровольно платить налоги. Поэтому кондукторы, как и налоговики, вынуждены прибегать к насильственным мерам. Бурное развитие института кондукторов, так же как и интенсивное развитие таких сфер экономики как финансово-банковское дело, коммерческое образование, торговля и сфера услуг связано с наличными деньгами.

Ввиду появления в городах большого количества коммерческих автобусов, необходимо остановиться на описании работающих там кондукторах. Они ведут себя иначе, чем описанные выше кондукторы муниципального транспорта. Эти профессионалы более спокойны, они или сидят у передней двери автобуса, или периодически делают обход салона и получают плату за проезд. В маршрутных такси почти совсем нет кондукторов, его функции совмещает водитель.

Кондукторы - современная профессия и отражает последние тенденции отечественного рынка труда - она входит в состав расширившейся сферы услуг, является малопроизводительной и малоквалифицированной профессией, связанной с наличным денежным оборотом. Появление кондукторов на транспорте явилось реакцией властей на возрастающую безработицу, их стремлением снизить безработицу, дав многим людям непритязательную работу. Эта профессия представляет собой типичную профессию для страны с переходной экономикой.