Найти тему

Бедные люди

фото автора
фото автора

Срочно пришлось ехать в Тверскую область.

Теща получила телеграмму "плохо Нюре, приезжай". Тетька Нюрка родная семидесятилетняя сестра моей тещи. Живет в глухой деревне в шестистах километрах от прекрасного Ораниенбаума. В прошлом году у нее умер муж дядька Женька. Хороший мужик был. Царство ему небесное. Детей у них нет.

Ну, что же, быстрые сборы и мы выезжаем. По пути заезжаем в Сосновую поляну на Пионерстроя к родной тетке моей тещи тетьке Катьке. Ей 83 года. Месяц назад я возил ее в Павловск на могилу ее сына. Более нелепой смерти я не знаю. Молодой,здоровый мужик 43-х лет, классный спе-циалист своего дела, приезжает по путевке на курорт, подходит с чемоданом в руке к санаторию, на ступеньках теряет равновесие и падает в мир иной.

Очень жалко Юрия - хороший был человек. Земля ему пухом.

Лифт доставляет меня на десятый этаж. Отдаю тетьке Катьке электро-обогреватель, который она попросила отремонтировать и вместо благодарности слышу скрипучий тембр: "Наконец-то привез-з-з."Отказываюсь от предложенного чая под предлогом экстренного вызова, объясняю сложившуюся ситуацию и немедленно прощаюсь.

На площади Конституции заливаю полный бак "несте", 20 мин. стою в пробке на Типанова, после чего приезжаю на Крупскую к дядьке Ваське-мужу родной сестры тещи.

Его жена, тетька Валька, умерла в прошлом году в возрасте 74-х лет. Хорошая бабка была. Светлая ей память. Вспоминая ее, дядька Васька беспрестанно плачет, все в квартире напоминает ему о ней. Детей у них нет и всю жизнь они не расставались ни на день. Дятька Васька патологически болен, трубка, которую ему вставили в какой-то жизненно-важный орган "доканала" его. Мальчиком он был узником фашистского концлагеря. Хороший он мужик, долголетия бы ему. Оставляем привезенные с собой теплые вещи, еду, наилучшие пожелания и продолжаем запланированный вояж.

Наконец-то трасса! От погоды я сегодня не в восторге, но даже мелкий дождь и сиреневый туман не могут испортить настроение жизне-

радостному человеку. Под колесами шуршит Мурманское шоссе, бардачок набит сидухами, рядом сидит довольная теща и кормит меня шоколадными конфетами, а спрятавшиеся в Синявинской канаве меркан-тильные сотрудники ГИБДД пожелали счастливого пути.

Мысль о том, чтов конечном пункте назначения непременно выпью пива, делает движение автомобиля более стремительным, а вырабатываемый скоростью адреналин вытеснил накопившиеся эмоции связанные с мегаполисом. Как сказал Э.Кроткий: "В автомобиле сидел стандартный молодой человек из тех, которые выпускаются сериями вместе с автомобилями."

Через некоторое время теща просит заехать в г. Сясь-строй к ее младшей сестре. Шура хорошая женщина 54-х лет с сильными руками и крепким тазом. У нее двое детей и муж. Работает в санатории массажистом самой высокой квалификации. Как-то, мы с женой, уговорили ее поехать отдохнуть в деревню на неделю. Вкус халявного массажа испортил наш ротвейлер, прокусив в дороге Шуре руку. Короче говоря, поздним вечером в тверской деревне встретились трисестры,одна из которых больна а две другие имеют непосредственноеотношение к медицине. Изба мгновенно превратилась в ординаторскую,а приезжие дамы в консилиум. В воздухе витали профессиональные термины и хитровыдуманные диагнозы. Стол был завален коробочками с таблетками.

На следующий день тетьку Нюрку отвез в районную больницу на мед-осмотр. Слава Богу с ней все благополучно. Просто, захворала бабка, в доме одна, во всей деревне еще две бабки, связи нет, испугалась, что помрет, а "в погребе 18 мешков картошки померзнет"- чисто психологический фактор. Старики вообще любят попридуривать когда остаются без внимания.

Сейчас сидят за столом пьют чай, демонстрируют свои познания в народной медицине, выхватывают из прошлого веселые жизненные фраг-менты и заливаются здоровым бабьим смехом.

Меня же, память унесла на две недели назад. С дочкой и собакой мы гу-ляем в нашем изумительном парке. Ощущая окружающую природную красоту осени, дочь интересуется, учили-ли мы в школе наизусть Пушкина. Конечно! Ци тирую гения: "Унылая пора очей очарованья, приятна мне твоя печальная краса". Представляешь, говорю, природный отпечаток времени, который описал Пушкин "уныл и печален"но он радует и очаровывает наш взор." Багрец и золото". Дочь собирает листья цвета которых соответствуют всей палитре радуги и ее оттенков.

Ярко-желтые лучи солнца оживляют парковый покой наполненный природными звуками. Запах прелых листьев приятно волнует обоняние, морской воздух приносит прохладную свежесть и подлинные архитектурные творения Ринальди делают общую красоту совершенной!

фото автора
фото автора

Судорожно возвращаюсь в действительность. Конец октября. Деревенская глубинка мутной тверской области и безлюдного простран-ства. Бешенный ветер гнет вековые деревья, а мерзкий дождь превращает чернозем в консистенцию поноса. Вокруг черная расшумевшаяся глухота и непроницаемая темень. Русская печка дышит сухими валенками и свежими щами, телевизор "не кажет", книг в избе нет", пойти некуда и не к кому. Одолевает скука и тоска. Весело только сестрам за перегородкой.

Вспомнили про Кольку, который когда-то " пьяный в заулке замерз". Я же вспомнил огромный постеровский рекламный щит на питерских дорогах: За рулем джипа сидит молодой мужчина, рядом его жена, сзади сидят женщины разного возраста с общими чертами лица, а междуними девочка-тинэйджер. А текст плаката кричит:" Знал бы - не женился!"Но это, наверное, из области психологии, о том , как реклама влияет на человека на подсознательном уровне.

Каждое утро, соблюдая установленную традицию, ездил в другую деревню за медсестрой, та, в свою очередь, соблюдая свою традицию,долго колола иглой крепкую бабкину руку, создавая ослепительные гематомы по цветовой гамме. Но надо отдать ей должное - состояние больной улучшалось. Реабилитационный период подходил к завершающему этапу и , что бы тетька Нюрка имела серьезные шансы на жизнь я перетаскал из "дровеника" в избу несколько кубометров дров и заполнил водой из колодца все емкости находящиеся доме. Грустно было расставаться, но еще труднее оставаться. Поплакали, по русскому обычаю присели перед дорогой и скорее к родному дому.

фото автора
фото автора

Но было одно неудобство о котором напоминала горевшая красная лампочка на приборной доске автомобиля - катастрофически ощущался дефицит топлива. Две сестры, переживая, слушали следующую схему - если дотянем до районного центра заливаю 5 литров паленого местного, а через 50 км. г. Устюжна где качественный "Лукойл". По прибытию в Сандово, волнение было вознаграждено отсутствием очереди. Круглая, как мяч, оператор АЗС, с высокой кичкой на макушке, небрежно подсказала мне по громкой связи нажать на рычажок колонки. Залив пятерку в "десятку" и повесив грязную кишку топливного пистолета, возникло желание громко закричать- какая уродская заправка.

Мысленно я был дома. Начиналась сносная асфальтированная дорога.Проехав пару километров моя новая "железная подружка" резко постарела и начала проявлять обостренные признаки астмы и бронхита.Было очевидно, что в воде, которую я плюхнул 5 мин. назад, октановое число оказалось предельно мизерным. Перед моим мысленным взором возникла фотография 1920 г. с которой, плутовато прищурив хитренькие глазки, с ироничной улыбочкой и аккуратным колышком бородки,надо-мной лукаво посмеивался Владимир Ильич. Он и сегодня поживее всех живых.

Благодаря своему оптимизму и божественным напутствиям своих попутчиц, кое-как докатились до древней Устюжны. Колокольный звон, подняв в высь клан разоравшихся ворон, предлагал полюбоваться голубыми куполами Казанского храма увенчанными золоченными крестами.

На АЗС "Лукойл" помогли слить жидко-грязную субстанцию,прочистили, продули и с полным баком я рванул догонять упущенное время. Как и прежде, мысленно, я находился дома и отмокал в ванне, думая, что подарить дочке на новый 2002 год.

Убогие деревушки, заросшие борщевиком поля и дорожные знаки мелькали как кадры в кино. Наслаждаться производными цивилизации и научно-технического прогресса помогал СD "Deep Purple", а взглянув на свои золотые я уже знал во сколько выпью "Staropramen". Но, как говорят, "Человек предполагает, а Бог располагает". Через 80 км. пришлось сделать вынужденную остановку по причине выхода из строя электро-оборудования. Что делать? Я не механик и не электрик. Было грустно и холодно. Проезжавшие автомобили, не замечая нашей душевной боли, профукивали мимо нас, поднимая с шоссе мертвые опавшие листья. Солидный вологодский лес грубо шумел нас с обеих сторон дороги,а в глубине испуганных тещиных глаз я видел стаю свирепых волков.

Прыгая и махая руками на обочине я настолько овладел искусством пантомимы, что привлек внимание людей проезжавших на грузовике. Из машины вышли, прилично одетые, два человека кавказкой националь-ности. Дорогие, говорю, я некомпетентен, помогите накопленными знаниями за материальное вознаграждение. Вторично из карбюратора слили какую-то пакость, выкрутили свечи, сняли крышку трамблера, открутили что-то еще и пока окончательно не стемнело, решили отбуксировать машину до ближайшего автосервиса. Через 60 км. на сэкономленном топливе добрался до скучающего механика, который отправил нас за 8км. за запчастями. Одного парня звали Аваз (имя вто-рого я не запомнил, т.к. он представился русским именем. С ним в его грузовике мы вдвоем и поехали. Разговорились. Они ехали из Мурманска удачно продав фургон яблок, а на обратном пути, хотели-бы купить картошки для "своей" купчинской продбазы. Картошки не купили, зато повезло с авто-запчастями. Вернувшись обратно, оставшуюся компанию мы застали за свежим чаем у теплой батареи. Женщины устало улыбались морща румяные щеки, а томившийся от безделья механик сгорал от желания выполнить свою работу. Мои кавказские спасители потеряли из-за своей человечности, массу времени, но пришел черед прощаться. Я очень деликатно, с той интонацией реальной благодарности, после которой человек обязан взять деньги, спросил:"Ребята, чем обязан за вашу доброту?" Деньги были отвергнуты напрочь, даже после нескольких попыток их всучить. "Если бы все люди были такие как вы-мир был-бы добрее" - единственное, что я мог пожелать им на прощание.

Проснувшись утром в окружении домашнего комфорта я раскрыл на кухне жалюзи. За окном пузырился дождь. Серые сколиозные силуэты россиян с угрюмыми лицами и сломанными ветром зонтиками, торопливо шлепали на работу по бездорожью микрорайона. Стайки наркоманов с равнодушием дождевых червей, игнорируя атмосферные осадки, покле-вывали семечки. Заболоченные газоны, повсюду, обильно усеяны бумаж-но-целлулоидным мусором и размытыми собачьими экскрементами.Оскорбленный бомж в шинели, с зелеными погонами пограничных войск, ревностно отгонял от помойки конкурентных чаек, а в стороне, наблюдая за происходящим, плакала бездомная голодная дворняга.

фото автора
фото автора

Свинцово-матовое воздушное пространство прессинговало своей тяжестью и магнитными бурями. Наверное, именно в такую пору, Достоевский дал начало роману "Бедные люди".