Найти в Дзене
М. Мастер

Как выбрать гайковерт для дома или гаража? Самое важное за 5 минут!

Оглавление

Гайковёрт незаменим в строительстве и промышленном производстве. Он закручивает крепёж быстрее, прочнее и надёжнее обычного ключа. Без гайковёрта невозможно представить СТО и сборочный конвейер. Рассказываем, как выбрать такой инструмент.

Как устроен гайковёрт?

Внешне прибор похож на шуруповёрт, дрель и винтовёрт. У гайковёрта тоже есть крупный моторный блок, рукоятка и патрон, в котором зажимаются насадки. Главные отличия скрываются внутри.

Двигатель гайковёрта мощнее, чем у шуруповёртов и дрелей — ему часто приходится работать с ржавыми болтами и крепежом большого диаметра. Для создания необходимого усилия используется низкоскоростной редуктор — узел, который понижает обороты, но повышает крутящий момент. Рабочий орган гайковёрта — шпиндель с креплением для насадок. Он прижимается к болтам пружиной, предотвращающей проскальзывание головки.

Во многих гайковёртах есть механизм реверса. Он меняет направление вращения шпинделя, позволяя не только закручивать, но и выкручивать крепёж. Такие гайковёрты подходят для домашнего использования, где удобство и набор функций важнее максимальной мощности.

Виды гайковёртов

Источник энергии

Электрические гайковёрты — оптимальны для небольшого строительства, самостоятельного ремонта авто и небольших СТО. Компактные инструменты длиной около 25–30 см можно хранить на полке или возить в багажнике. Им не нужно дополнительное оборудование — работают или заряжаются от розетки с напряжением 220 В.

Но от электрических гайковёртов не стоит ждать высокой мощности — крутящий момент не превышает 2–3 тысяч Н*м, тогда как у других моделей он достигает 10–25 тысяч Н*м.

Пневматические гайковёрты легче (нет собственного мотора) и мощнее, но их нужно подключать к громоздкому и шумному компрессору. Их чаще используют на сборочных конвейерах и в крупных автосервисных центрах.

Гидравлические гайковёрты развивают огромный крутящий момент и выкручивают крепёж сложной формы. Они работают в грязи и под водой, но требуют подключения к мощному масляному насосу. Их используют в строительстве мостов, линий электропередач и других инженерных сооружений.

Бензиновые гайковёрты приводятся в действие небольшим двигателем внутреннего сгорания. Эти мощные инструменты полностью автономны — не нужно никуда подключать. Но бензиновые гайковёрты шумны и дороги в обслуживании. Их используют при ремонте железнодорожных путей и в спасательных операциях.

Тип редуктора

Ударные гайковёрты выполняют самые сложные работы. Они выкручивают особенно большой крепёж, например болты в подвеске автомобиля или гайки, соединяющие детали моста. У таких гайковёртов есть механизм тангенциального удара. Если головка начинает стопориться, он сжимает пружину, которая с силой бьёт по шпинделю.

Такой же эффект вы получаете, когда бьёте молотком по гаечному ключу, увеличивая усилие закручивания или выкручивания крепежа. Ударные гайковёрты развивают намного больший крутящий момент. Но они крупнее и тяжелее — средняя длина около 35 см, а вес достигает 4,5–5 кг. Такие инструменты стоят в полтора раза дороже и быстрее изнашиваются.

Для домашнего использования, где мощность не столь важна, подходят компактные, лёгкие, надёжные и недорогие безударные гайковёрты . Они выполняют свою работу точнее — при низком крутящем моменте сложнее сорвать резьбу или повредить хрупкую деталь.

Положение шпинделя

Прямые гайковёрты популярнее — двигатель, редуктор, шпиндель и головка находятся на одной оси. Такая конструкция проще и надёжнее, поэтому гайковёрт стоит дешевле и служит дольше. Идеальны для домашнего использования.

В угловых гайковёртах редуктор передаёт крутящий момент под прямым углом — перпендикулярно оси двигателя. Это позволяет работать в ограниченном пространстве, где прямые модели бесполезны. Угловые гайковёрты нужны для ремонта автомобилей, сборки мелкой бытовой техники и ремонта существующих металлических конструкций. Они компактны и удобны в использовании, но их крутящий момент ниже, чем у прямых моделей

Основные критерии выбора

Крутящий момент. Показывает усилие, с которым гайковёрт откручивает или закручивает крепёж. Для бытовой техники и двигателя авто достаточно 100 Н*м, колёс и подвески машины — 200 Н*м, строительного крепежа частного дома — 500 Н*м. Более мощные гайковёрты используются в промышленности и в крупномасштабном строительстве.

Источник питания. Электрические гайковёрты бывают сетевыми и аккумуляторными. Сетевые модели более мощные, лёгкие и удобные в использовании, но требуют подключения к розетке. Вы можете найти модель весом 1,5–2 кг с крутящим моментом до 1000–1500 Н*м. Аккумуляторные работают автономно, но нуждаются в подзарядке — в среднем одной батареи хватает на 300–500 гаек или болтов. Ими удобно пользоваться в гараже или на стройплощадке, пригодятся для замены колеса на дороге.

Регулировка крутящего момента. Полезна, если использовать один гайковёрт для всех работ. Низкий крутящий момент защитит резьбу от повреждения, а высокий поможет оторвать заржавевший крепёж.

Реверс позволяет менять направление вращения шпинделя, чтобы откручивать или закручивать болты. В гайковёртах используется надёжный кулачковый механизм, который сохраняет высокий крутящий момент независимо от выбранного режима работы.

Тип патрона. Квадратный наконечник шпинделя обходится дешевле, а шестигранный будет прочнее удерживать насадки и защитит их от проскальзывания. Обратите внимание и на размер наконечника, который варьируется от 3/8 до 1 дюйма — под него подбираются головки и переходники.

Дополнительные функции

Подсветка улучшает видимость рабочей зоны, позволяет использовать гайковёрт в труднодоступных местах: под автомобилем и в моторном отсеке, внутри корпуса стиральной машины или генератора, в электрическом щитке или в подвале дома.

Моторный тормоз мгновенно останавливает шпиндель, когда вы отпускаете кнопку питания. Не позволяет гайковёрту перетягивать крепёж, срывая резьбу и повреждая деталь.

Система безопасности отключает питание при перегрузке двигателя, перегреве, коротком замыкании или сильных перепадах напряжения. Защищает гайковёрт от случайной поломки, продлевая срок службы устройства.

Электронный стабилизатор повышает мощность двигателя при высоких нагрузках, помогая сохранять неизменную скорость и высокий крутящий момент. Полезен при использовании гайковёрта в строительстве и на сборочном конвейере.

Переходники расширяют сферу применения инструмента. Удлинители помогают закручивать крепёж в ограниченном пространстве, устанавливая котлы отопления в шкафчиках или закрепляя колёса грузового авто. Насадки с изгибом в 15, 30, 60 и 90° превращают прямой гайковёрт в угловой.

Комплектация. При покупке проверьте, какие головки достанутся вам вместе с гайковёртом. Если нужен универсальный инструмент, уточните, есть ли в комплекте переходники под винты и свёрла. Безударные гайковёрты могут заменить дрель, хотя пользоваться ими не так удобно — высокий крутящий момент может повредить хрупкие материалы.

Понравилась статья? Тогда подписывайтесь и ставьте лайк! 👍