Я не собирался жить в городе. После окончания факультета механизации сельского хозяйства в 1984 году поехал в свой район.Получил жилье в деревянном доме с печным отоплением.Устроился на работу и начал работать. Но по семейным обстоятельствам пришлось переехать в город. Дело в том, что жена не захотела переехать в деревню, хотя она тоже деревенская.
Мы поженились после первого курса. На втором курсе родился первый ребенок. Жена закончила университет на год раньше меня и по направлению устроилась на крупном заводе технологом. Ей как молодому специалисту предоставили квартиру-малосемейку и садик для ребенка. Она не захотела поменять маленькую, но со всеми удобствами, квартиру на большую, но с удобствами во дворе, жилье. Мне пришлось переехать в город и устроиться в подсобное сельское хозяйство того же предприятия механиком.
Когда я устраивался, мой предшественник еще не уволился. По словам директора, только собирался. (А потом оказалось, и нее собирался. Просто у него не сложились отношения с руководством хозяйства из-за одной его слабости). После собеседования со мной директор вызвал моего предшественника, и попросил ознакомить меня с хозяйством и показать мне мое рабочее место.
В подсобном хозяйстве были теплицы (редкое явление в то время), в которых в зимнее выращивали цветы, помидоры и огурцы. Были коровник на сто дойных коров и конюшня на 30-35 лошадей.
Кабинет механика оказался в помещении старой котельной. В самом дальнем углу стоял старый деревянный стол, рядом вдоль стены стояли штук 6-7 таких же старых потертых стульев, измазанных соляркой и автомобильным маслом. Большую часть помещения занимали три старых отопительных котла. Через полгода, выбросив котлы, в котельной мы сделали мастерскую.
Разговорившись, предшественник сказал, что не хочет уволиться, а хотел бы остаться у меня мастером. Эта должность оказалась свободной. По его словам,просто у него не наладились отношения с новым директором, и тот ищет ему замену. Я, долго не думая, согласился, так как в то время у меня никаких связей в среде механиков не было. А он здесь работал больше года, и кое-кого знал.
Как я выше говорил, это было время тотального дефицита. Не хватало запчастей, даже бензин был по лимиту. Только у тех, кто имел хорошие связи, дела шли удовлетворительно. У меня не было не только связей, но сами запчасти плохо различал «в лицо». Я мог, конечно, отличить генератор от стартера, коробку передач от сцепления, но как отличить ротор генератора от ротора стартера пока не мог. А тем более был темный лес в выяснении вопроса, чем отличается шестерня первой передачи от шестерни заднего хода. Из этих секретных соображений я с удовольствием согласился оставить его своим мастером и уговорил директора оставить его мастером до лучших времен.
У завода был огромный транспортный цех, где числилось более 100 автомобилей разных марок. И, по словам мастера Саши, там работал механик с обширными связями не только в нашем городе, но и в других городах.
Саша в первую очередь повел меня знакомиться с ним. Действительно, у него полки складов ломились от обилия автозапчастей. Хоть кустарным способом собирай новую машину.
Но он просто так не помогал, хотя и его цех, и наше хозяйство работали на один результат. За каждую копеечную деталь, получаемую от него, приходилось его угощать его водкой.
В городе была единственная централизованная база снабжения запас-ными частями на всю область. Здесь с утра до вечера стояли очереди от одного окошка к другому. Протягиваешь заявку со списком из тридцати-сорока наименований деталей, а тебе подписывают четыре-пять наименований.
Начал налаживать связи с однокурсниками, работающими в колхозах и совхозах республики. У них те же проблемы. Тоже выкручивались, как могли. На автозаводе ГАЗ в Нижнем Новгороде, и Ульяновском заводе УАЗ всегда не хватало рабочих. Некоторые колхозы и совхозы в зимнее время на эти заводы направляли своих колхозников на работу, и за это получали запчасти от заводов. Эти запчасти меняли на другие.
Например, ему срочно нужен ведомый диск автомобиля ЗИЛ-130. У него есть карбюратор для УАЗ-452, временно пока не нужный. Он его менял на шестерню в колхозе имени Мичурина. А потом шестерню менял на ведомый диск в колхозе «Вперед». И все трое довольны. А у меня на складе кроме 10-15 неходовых запчастей, ничего не было. Приходилось «говорить», т.е. угощать водкой.
На заводе было много цехов: ремонтно-механический цех, цех нестандартного оборудования, цех стиральных машин, где имелось огромное количество металлообрабатывающего оборудования.
Были цеха резино-технических изделий, где выпускались сальники-манжеты для автомобилей разных марок, кислородные, пропановые, поливные шланги, в которых остро нуждались колхозы, и которые были в большом дефиците. Но про это я не знал, так как у меня пропуска на завод не было.
Однажды ко мне подошел механик одного из цехов завода. Ему нужен был диск для колеса тракторного прицепа. Когда я пожаловался на трудности в снабжении запчастями, он рассказал о тех цехах и возмож-ностях, которые имеются на заводе.
После этого у меня дела пошли гораздо лучше. Добился пропуска на территорию завода. Познакомился с мастерами и начальниками участков и цехов. В ходе общения выяснилось, что у многих из них были садовые участки, и им нужен был навоз.
А у нас в хозяйстве был коровник, а значит нужный всем дачникам навоз (про то, что навоз твердая валюта, я тоже не знал).
Помогая им выписывать и отвозить на дачи навоз, я взамен всегда имел возможность выписывать в нужном и ненужном количестве сальники-манжеты, шланги разных диаметров.
Теперь уже я не гонялся по колхозам и автобазам города с бутылкой водки в кармане в поиске какой-нибудь детали для тракторов и автомашин. А звонил в колхозы, и механики сами привозили мне нужные детали, а взамен им отдавал резино-технические изделия.
Кроме навоза, у нас ходовым товаром для установления связей была тепличная продукция.В зимнее время перед праздниками около кабинета директора образовывались небольшие очереди. Этим я тоже начал пользоваться.
В коровнике применялся транспортер для удаления навоза, у которого часто ломались звездочки и шестерни. Раздобыв один раз новые звездочки и шестерни на базе, сделал на них чертежи и по ним начал заказывать в цехе нестандартного оборудования детали в необходимом количестве. Для ускорения выполнения заказа нужным мастерам, токарям и фрезеровщикам помогал выписывать имеющийся у нас в хозяйстве дефицит.
Дело дошло даже до того, что один раз помог своему знакомому изготовить шестерни для крутого в то время импортного мотоцикла «Ява», на который, естественно, запчасти тоже были в дефиците.
Тогда деньги не так сильно ценились, как связи. Все соответствовало поговорке «не имей сто рублей, а имей сто друзей». Кто-то доставал билеты в театр, кто-то талоны на книги, швейную машину, мебель, шубу и т.д.
Вот так мы жили в конце эпохи Брежнева Л.И. и в перестроечные времена Горбачева М.С. Все держалось на связях.
С развалом СССР все это рухнуло. Теперь все есть.Все можно купить. Только деньги в дефиците. Для некоторой части населения.
Спасибо, что дочитали. Буду очень благодарен, если поставите палец вверх и подпишетесь. Будут еще не менее интересные статьи про то время.
В следующий раз расскажу, как из-за того же пресловутого дефицита я неожиданно сделался рыбаком. Только на этот раз в дефиците была не рыба, а услуга (в то время прилавки магазинов были забиты рыбными консервами).