Вице-президент корпорации «Маяк» Станислав Блохин проводит много времени в деловых поездках по всему миру. Недавно он вернулся из Японии, страны, куда стремился с детства, и поделился с DK.RU впечатлениями: чем Япония удивляет даже бывалого путешественника, что стоило бы перенять, как найти в Стране восходящего солнца бизнес-партнеров, и чего не нужно делать, чтобы не лишиться визы.
Станислав Блохин, вице-президент корпорации «Маяк»:
— Я заканчивал классическую гимназию №211 в Екатеринбурге, сейчас этой школы уже нет. А в середине 1990-х это было частное учебное заведение, в котором занималось всего около 150 человек. В каждом классе число учеников варьировалось в диапазоне от 10 до 12, и подходы к нам были во многом экспериментальными. Так, первым иностранным языком в гимназии был английский, а вторым на выбор предлагали либо немецкий, либо экзотический японский. Нормальные практичные дети шли на немецкий, конечно, а ребята с необычным взглядом на учебу и жизнь брали курс языка Страны восходящего солнца. Нас таких было всего четверо, и все мы ждали урока японского с нетерпением.
К нам приходил настоящий подданный Японии, Мидзуки сан, который плохо говорил по-русски: половину объяснял на нашем языке, остальное нам приходилось понимать как-то интуитивно из его объяснений на родном наречии.
Было очень интересно! Помимо непосредственно занятий, мы и оригами занимались — делали фигуры из бумаги, и фильмы смотрели на японском, и мультики, и книги читали. В общем, тогда я познакомился с культурой этой страны и представлял ее себе одним из передовых мировых государств. И, конечно, мечтал там побывать.
Но в последнее время все мои поездки в основном деловые. Работа стоит на первом месте, личные интересы путешественника — на втором. Стараюсь их совмещать, конечно, но получается не всегда. И в Японию путь у меня долго не лежал.
Вообще поездок в моем графике очень много: я побывал уже в 50 странах мира — именно с рабочими целями. Не скрою, бывает непросто: иногда всю ночь не спишь, будучи в дороге, потом целый день расписан — встречи, переговоры допоздна. График насыщенный, но, с другой стороны, а когда еще заниматься этим, как не в самом продуктивном и активном возрасте. Тем более, работа за рубежом нужна не только нашей корпорации, а всему региону. Российский Минпром периодически интересуется, как у нас дела на международной арене. Так что я убежден: если есть перспективы на том или ином рынке, надо не откладывать дела в долгий ящик, а сразу ехать и договариваться. И вот недавно у меня, наконец, появилась возможность слетать в Японию на несколько дней — по работе. Мечта из детства реализовалась.
Первое впечатление о стране: чем-то напомнило Южную Корею — в декабре 2019 г. я был в Сеуле в командировке. Не секрет, что эти страны-соседки конкурируют — негласно, но довольно серьезно. В сфере электроники и автопрома, к примеру. Южная Корея идет в ногу со временем, это передовая страна, но все равно Япония мне показалась более развитой и инновационной. Так, когда ты заходишь в аэропорт, тебя встречает робот и начинает разговор: интересуется, есть ли у тебя какие-то вопросы, нужна ли помощь. Я спросил, как добраться до моего отеля, и робот направил меня к определенному специалисту — показал маршрут, как его найти.
В итоге с помощью робота я потратил на дорогу до центра Токио не $300, а 50 — поехал не на такси, а на автобусе. В общем, робот помогает с первых минут влиться в жизнь мегаполиса, причем выглядит он забавно: в высоту примерно 1,2 м, ездит на колесиках, голова с дружелюбным «лицом».
Конечно, в Японии есть роботы, которые внешне очень похожи на человека, но их для оказания консультационных услуг не используют. В стране проводили опрос и выяснили: человекоподобные киборги людей отпугивают, к ним с вопросами обращается на 70% меньше граждан. А безобидные роботы на колесиках вызывают позитив.
Поразило меня и то, что мы жили на острове, созданном из мусора, — рядом с выставкой, на которую я приехал. Известно, что земли в Японии не хватает. Хотя, отмечу: когда мы летели на самолете над страной, я внимательно разглядывал острова и увидел много неиспользуемых территорий. Но понятно, что люди стремятся к комфорту и хотят жить на берегу Японского моря. В итоге проблему там решают так: берут мусор с перерабатывающих предприятий и используют в качестве насыпи. Сначала кладут скальный грунт, потом мусор — разумеется, переработанный и спрессованный особым образом, а не просто слой-помойку, а затем снова скалу. Этот массив используют как основание, и это очень впечатляющая технология и пример для многих стран. Еще мне запомнился на выставке робот высотой с четырехэтажное здание — этот гигант двигался, ходил. В общем, по части технологий Япония умеет удивлять.
Так же и с гастрономией. У многих Япония ассоциируется с суши, сами жители страны считают, что самые вкусные суши делают именно у них на родине. Я подтверждаю: вкуснее суши и роллов я не ел нигде в мире. Секрет прост: жирный тунец оказывается на тарелке в ресторане не более чем через 20 часов с того момента, как его выловили. В других странах это осуществить довольно сложно: выловить рыбину, разделать, доставить и приготовить блюдо.
И еще наблюдение: на одном из ужинов присутствовал очень влиятельный японский бизнесмен, который развеял популярный в России миф о том, что саке нужно пить теплым. Как раз наоборот: национальный японский алкогольный напиток следует охлаждать перед подачей. Сам я давно не употребляю спиртное, но, по отзывам партнеров, могу сказать: холодное саке — напиток очень приятный, напоминающий вино, а алкоголь в нем совсем не чувствуется.
С каждым японцем, которого я встречал, я начинал разговор именно на их родном языке — иначе зачем я его учил. У кого-то было большое удивление, у других — просто шок. Приятный.
Потом мы переходили на английский, причем здесь удивлялся уже я. Оказалось, далеко не все японцы знают этот язык хорошо, а некоторые вообще не умеют на нем изъясняться.
Вообще, если говорить о менталитете, то японцы очень закрытые люди. Чтобы начать бизнес-проект с кем-то чужим, с иностранцем, им нужно проникнуться к человеку. Хотя бы просто не впервые видеть чужака. На первой и даже второй встрече не каждый готов заключать договоры и контракты. Сначала тебя должны узнать ближе. Я заметил, что институт семьи у японцев очень сильно развит, и они приветствуют, когда в семье партнера по бизнесу все благополучно, когда есть дети — на это обращают внимание.
Также, наверное, всем в мире приятно получать подарки, японцы — не исключение. Мы подарили им Златоустовские гравюры с насечкой из чистого золота. Так мы сделали отсыл к тому факту, что корпорация «Маяк» с 1991 г. добывает золото методом выщелачивания.
Также мы дарим иностранным партнерам изделия, выполненные в технике лэмпворк. Это венецианская технология, при которой стекло плавят в пламени газовой горелки и выдувают из него капли с совершенно необыкновенными узорами внутри. Такие изделия делает в своей мастерской моя мама, Татьяна Блохина. Забавно, что технологию ей передал именно японец, гуру в этой области — он раскрыл свои многолетние секреты. Беспроигрышный подарок — горки с уральскими самоцветами, это тоже нравится иностранцам.
При этом важно понимать: у России с Японией до сих пор не заключен мирный договор после Второй мировой войны. Это накладывает некоторый отпечаток на взаимоотношения между странами.
Так, визу для поездки в Страну восходящего солнца можно получить либо туристическую, либо для бизнеса. Если же ты указываешь целью поездки туризм, а сам проводишь там деловые встречи, это выявляют, и больше визу тебе не дадут.
Про Россию японцы знают довольно много. Более того, те представители местного бизнеса, с которыми мы общались, наслышаны и про Урал, а один предприниматель даже бывал в Екатеринбурге. Он вспоминал, что его сознание изменилось навсегда после того как он одной ногой стоял в Европе, а второй — в Азии. «Я буду рассказывать об этом детям и внукам», — говорил он. Многие японцы приезжали в Екатеринбург на матч футбольного чемпионата мира в 2018 г. Тогда сборная их страны играла с Сенегалом, матч закончился со счетом 2:2. Футбол в Японии вообще очень популярен, многие болеют за команду Kawasaki Frontale — это один из лидеров японского клубного футбола. Спонсирует команду концерн Kawasaki — производитель мотоциклов. А в Токио популярен клуб с одноименным названием.
Интересно и то, что в стране живет довольно много россиян — некоторые уже больше 15 лет. Там очень востребованы специалисты в сфере IT, так что наши ребята-айтишники едут в Японию. Я общался с парнем, который начинал в японской компании стажером с зарплатой в $3 тыс., а сейчас возглавляет департамент и получает уже $10 тыс. В общем, перспективы для хороших специалистов там есть.
Поездкой я остался доволен: нам удалось найти представителей, которые готовы сотрудничать с нашей компанией, причем работа уже началась. При выходе в новую страну всегда встает вопрос: открывать филиал или находить партнеров, которые будут помогать вести дела, используя свое знание местного рынка, менталитета и специфики.
Здесь все зависит от планов на этот регион: если они глобальные, конечно, оправдана первая стратегия — нужно создавать филиал, формировать команду. Но на первое время более рационально найти партнера, и уже с ним начинать развитие и заходить на местный рынок — чтобы не совершать ошибок.
Сейчас мы видим большие перспективы и на японском направлении, и на южнокорейском.
Резюмируя: из тех 50 стран, в которых я был, Япония входит в топ-7, где мне понравилось больше всего: и в плане условий для ведения бизнеса, и в смысле комфорта среды для жизни. Жаль, что визит длился всего три дня, но я поставил себе задачу туда вернуться. Когда мои дочки станут постарше, мы обязательно прилетим в Японию вместе и проедем по разным городам страны, включая древнюю имперскую столицу Киото. Без этого культуру Страны восходящего солнца до конца не прочувствовать.