Клички, или оперативные псевдонимы, разведчиков должны быть краткими и легко запоминающимися. Также часто они берутся в рамках легенды, с которой агент куда-либо внедряется. Поэтому, допустим, русский Иван Иванов в Европе становится Фрицем Шмидтом.
При этом и в КГБ, и в ГРУ многое зависело от степени творчества самих разведчиков. Так, кто-то брал себе фамилию своего дальнего родственника, а кто-то креативил нечто оригинальное.
Давайте рассмотрим интересные примеры.
Все мы любим фильм Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». В нем интересно обратить внимание, как минимум, на 2 разведчиков:
1) Макс Отто фон Штирлиц. У него было все сложно с кличками.
Во-первых, сам литературный персонаж использовал их весьма обильно.
Большинство поклонников этого героя считают, что его изначально звали Максим Исаев. Однако он был «урожденным» Всеволодом Владимировым. В 1-м романе об этом разведчике – «Бриллианты для диктатуры пролетариата» – сказано, что «Исаев» – это оперативный псевдоним.
Впрочем, варианты от «Максима» он также впоследствии использовал: «Макс», «Массимо»...
Также, работая в РСХА, он имел позывные «Бользен» и «Брунн».
Были у него в разные годы и другие придуманные имена.
Во-вторых, как известно, Штирлиц был «списан» сразу с нескольких известных реальных советских разведчиков. Среди них в том числе были:
- Рихард Зорге. Находясь с разными заданиями в различных государствах, он менял псевдонимы в соответствии с тем, какие фамилии были традиционны для данной местности. Так, в Азии он звался Ику Зонтер (это было как раз тогда, когда он нашел себе очередную жену – японку).
Среди же агентурных псевдонимов у него были такие, как «Инсон» и «Рамза́й».
Вам показалась «собачьей» кличка «Рамзай»? Ничего подобного. Это название села в современной Пензенской области. С финно-угорского это слово переводится как «Чистая вода». Такой позывной предложил Зорге его наставник К. М. Басов, работавший в центральном аппарате советской внешней разведки;
- Рудольф Абель. И это уже сами по себе вымышленные имя и фамилия. На самом деле от рождения его звали Вильям Фишер.
1-й его оперативный псевдоним, с которым он начинал работать за границей, – «Франк» – не от денежной единицы, а от имени, частого в Европе. Разведчик тогда жил в Норвегии с женой и дочерью, работал в радиоинженерной мастерской, его жена тоже официально трудилась. Словом, имя должно было логично вплетаться в легенду;
- Николай Кузнецов. Урожденный Никанор сменил имя на Николая в 20 лет. А потом пошло-поехало.
Занимаясь коллективизацией и помогая коми-пермяцким ОГПУ бороться с повстанцами, он работал под оперативными псевдонимами «Ученый» и «Кулик».
Направляясь во время ВОВ на агентурные задания, он в качестве «немецкого офицера» звался «Пауль Вильгельм Зиберт».
В отряд специального назначения в Украину в 1942 г. он уже направлялся как «Николай Грачев».
В дальнейших операциях он именовался и «Рудольф Шмидт», и «Пауль Зиберт»;
- Яков Блюмкин. С него «писался» ранний Исаев.
Изначально его звали Симха-Янкев Гершевич Блюмкин. А «Исаев» как раз был одним из псевдонимов, взятых по фамилии его деда. Также в разные годы этот чекист и разведчик звался «Макс» и «Владимиров»;
- Вилли Леман. Это уже пример для «списывания» образа Штирлица более зрелого периода.
Он работал в гестапо и был завербован советской разведкой в 1929 г., причем пикантным образом: азартный Вилли проигрался на скачках, а советский агент ссудил ему деньги – в обмен за важные секретные данные. Начавшись на скачках, сотрудничество продолжилось на несколько лет.
Так вот, его оперативный псевдоним был посложнее для русского языка: «Брайтенбах»;
2) радистка Кэт. Вместе с мужем русская девушка Катя Козлова была законспирированной радисткой у Штирлица. Семейная пара имела псевдонимы «Эрвин Кин» и «Кэтрин Кин».
Прототипом девушки стала Анна Филоненко (в девичестве Камаева). Она была консультантом «Семнадцати мгновений весны».
Кстати, сценарий ее рассмешил. Так, работая в других странах под вымышленными именами, она 2 раза рожала (в Китае и Бразилии), но ни разу при этом не кричала по-русски. Любой разведчик умеет контролировать себя даже в такие моменты. Впрочем, у радистки Кэт было оправдание: ее дом в аккурат перед poдaми попал под бoмбeжку и на голову девушке yпaлo что-то тяжелое, т. е. она какое-то время была нe в ceбе.
Интересно, что настоящие фамилии и имена супругов Филоненко были рассекречены, лишь когда их самих не стало. До конца жизни, даже находясь в отставке, они жили по легенде.
Можно назвать и других разведчиков.
Так, радист нелегальной разведки в США Рейно Хейханен, работавший с Рудольфом Абелем, имел один из самых кратких псевдонимов – «Вик». Вместе они использовали одноименный шифр Абеля – ВИК.
Между прочим, в ФБР никак не могли его раскодировать. Им случайно попалась микропленка внутри… 5-центовой монетки. В итоге они вынуждены были признать ВИК «наиболее изящным и сложным среди всех шифров, оказывавшихся в публичном доступе».
Или вот наш разведчик Юрий Дроздов, который по легенде был якобы немецким кузеном того же Рудольфа Абеля, жил под кличкой «Юрген Дривс».
Если говорить о женщинах, то как не вспомнить Елизавету Зарубину, имевшую кодовые имена «Вардо» и «Эрна».
Также ее в разное время звали «Елизавета Горская» (в России), «Гутшнекер» (в Германии), «Зубилина» (в США), «Кочек» (в Дании и во Франции), «Анна Дейч» (в Австрии).
А вообще-то она была урожденной Эстер Розенцвейг.
Ирина Алимова была актрисой и в разведку попала... прямо из кино. Ее псевдоним был кратким, как выстрел: «Бир».
Известная звезда разведки Ольга Ревзина после замужества стала Голубевой. Также она называлась Голубовской. Псевдоним же (причем как агентурный, так и литературный – для публикаций своих стихов в журналах) имела весьма изящный: «Елена Феррари». Кроме того, в США она имела позывной «Вера».
Кстати, ее родной брат Владимир Ревзин также был разведчиком. Так вот он в ходе работы сменил свою фамилию на Воля.
Вот такая семейка…
А что же с современными разведчиками?
Анна Ку́щенко, родившаяся в Харькове, вышла замуж за иностранца и стала Анной Чапман по его фамилии. Под этой же фамилией она везде и фигурировала официально, уже почти в наши дни живя за границей и действуя как агент российской разведки под легендой бизнесвуман российского происхождения.
Ну, и на десерт.
Как раскрыли журналисты РИА Новости, «главный разведчик РФ» Владимир Путин во время учебы в разведшколе пользовался псевдонимом «Платов».
Школьники спросили, какой ник он бы взял в Сети. Президент РФ указал, что в то время у него были разные «технические псевдонимы», но сейчас он «никакого ника» не стал бы брать, поскольку это выглядело бы просто нелепо.
П. с. Читайте статьи «От Ленина до Путина: детские, партийные и народные клички глав СССР и РФ», а также «10 специфических навыков советских женщин-разведчиц».