Когда слышишь имя режиссёра Яна Фрида, в голове тут же всплывают кадры из красивых костюмных музыкальных фильмов. Именно такими лентами Ян Фрид и прославился, будучи, к слову сказать, уже в преклонном возрасте. Ну а первую славу ему принесла экранизация комедии средневекового испанского драматурга Лопы де Веги «Собака на сене» (и на момент съёмок Яну Фриду было уже, подумайте только, 70!)
Сценарий для картины Фрид написал самостоятельно. Такой опыт у него уже был, правда, случилось это двадцать лет назад, когда в 1955 году он переносил на экран шекспировскую «Двенадцатую ночь». В новом сценарии бушевали любовные страсти, но
вряд ли режиссёр предполагал что страсти будут бушевать и на площадке, причём вовсе не любовные. В ходе съёмок актёры и режиссёр ссорились и конфликтовали,
и порой у авторов даже возникала мысль о том, чтобы закрыть ленту, но, к счастью, её всё-таки досняли.
На главные роли Ян Фрид пригласил Маргариту Терехову, к тому моменту уже очень известную и популярную актрису и любимицу режиссёра Андрея Тарковского, и Михаила Боярского. Насчёт последнего у Фрида были сомнения: хотя уже и вышла мелодрама «Старший сын», принёсшая Боярскому узнаваемость, он всё ещё числился в молодых и перспективных исполнителях. Изначально Фрид подумывал об Олеге Дале или Олеге Янковском, но оба были чуть старше, чем требовалось для роли.
Сам Михаил, оказавшись в компании звёзд советского кино, потерялся и начал комплексовать из-за неопытности, и через несколько дней после начала съёмок Фрид даже всерьёз задумался, чтобы отказаться от Боярского и заменить его другим артистом.
Но его отстояла Маргарита Терехова, которой молодой партнёр понравился. Для режиссёра её мнение оказалось значимым, так что Михаила Боярского оставили. Но интересно, что мнение Яна Фрида для Маргариты Тереховой было, напротив, малозначительным, она часто вела себя на площадке вызывающе и даже просила режиссёра уйти, чтобы не мешать ей работать. Мало того,
актриса без конца вмешивалась в режиссуру и даже пыталась взять всё в свои руки.
Причина конфликта была проста: Ян Фрид видел свой фильм как беззаботный водевиль, как картину, которая будет искромётным развлечением для зрителей. Маргарите Тереховой хотелось, чтобы история была бы более серьёзной и драматической. Именно поэтому она и постоянно отодвигала режиссёра. Интересно, кстати, что
Фрид часто уступал своенравной артистке: во-первых, он хотел, чтобы на площадке было спокойно, а всем работалось комфортно, а во-вторых, он был гораздо старше Маргариты Тереховой и относился к ней в чём-то по-отечески.
Помимо Тереховой и Боярского в кадре появились ленинградские театральные и кинозвёзды Зинаида Шарко и Игорь Дмитриев, а из Москвы на съёмки приехали Елена Проклова, Армен Джигарханян и Николай Караченцов. И хотя эффектную натуру вполне можно было найти в пределах Ленинградской области, где есть масса дворцов и необычайно красивых парков, группа отправилась в Крым. Там
Ян Фрид уговорил, хоть и не без труда, руководство Ливадийского дворца предоставить помещения для работы.
В самом дворце, изобразившем неапольский дворец строптивицы Дианы, и в парке, очень похожем на средиземноморский, и создали большую часть кадров.
Во время первых, ещё черновых просмотров Маргарита Терехова ужасалась материалу. Несмотря на внешнюю покладистость, Ян Фрид гнул свою линию и создавал забавный фильм, призванный просто радовать публику, а не заставлять её задумываться над философскими вопросами. Но в конце концов, когда уже ленту смонтировали, актриса смирилась. Мало того,
она даже сумела найти общий язык с режиссёром, и он спустя два года пригласил её на главную роль в другой картине,
похожей по стилистике, - «Благочестивая Марта». Ну а «Собака на сене», вышедшая на телеэкраны в первый день 1978 года завоевала благосклонность зрителей, и во многом благодаря как раз дерзкой и чересчур разборчивой графине Диане, которую сыграла Маргарита Терехова (хотя, возможно, она просто была собой).
А вам нравятся фильмы Яна Фрида?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
.