Найти тему
ТРИКСТЕР | Научно о религии

О критике профессора Осипова

Оглавление

Профессор Осипов на слуху почти у всех православных. Его часто приглашают на СПАС в качестве экспертного лица по наболевшим и актуальным проблемам современности. Там даже есть рубрика, посвященная Осипову.

Заставка с Алексеем Ильичом Осиповым на СПАСе.
Заставка с Алексеем Ильичом Осиповым на СПАСе.

Православная критика

Уже с середины нулевых Осипов подвергается огромной критике со стороны православных священников и теологов. Сначала его выгнали из богословской комиссии из-за учения об евхаристии. Затем стали критиковать за учение об адских муках. Его обличал известный в православной среде миссионер-иерей Георгий Максимов, который на данный момент помогает РПЦ "захватывать" Африку. Другой иерей, ныне покойный Даниил Сысоев, тоже критиковал Осипова и даже называл его учение "осиповщиной".

В итоге дело дошло до Синодальной библейско-богословской комиссии, где Осипова раскритиковали по пяти пунктам.

Основной посыл был направлен на критику учения о конечности адских мук. Осипов полагает, что в церкви существует два учения об адских муках. Первое предполагает, что праведники будут вечно в раю, а грешники вечно в аду без права на оправдание. Второе учение, называемое апокатастасисом, предполагает восстановление всех грешников и их спасение от адских мук через неопределенное время пребывания в аду.

Именно за учение апокатастасиса как альтернативы, принимаемой церковью, многие критикуют Алексея Ильича Осипова. Критика связана с тем, что данное учение было осуждение на Пятом Вселенском соборе. Также несогласные с Осиповым уверяют, что он неправильно толкует слова апостолов, первых христиан и церковных учителей о восстановлении всех людей.

Помимо учения о невечности адских мук Осипова критиковали за позицию в отношении восприятия Иисусом Христом первородного греха, за учение об искуплении, таинстве евхаристии и крещении младенцев.

Тем не менее, Осипов продолжает быть популярным гостем в православных медиа. Он выступает как экспертное лицо, даже по внерелигиозным темам. Вообще, канал СПАС в последнее время выглядит как социально-политическое ток-шоу, а не церковный канал о мире и Иисусе.

-2

Научная и философская критика

Помимо теологических спекуляций Осипов позволяет себе говорить о научной и философской проблематике. В 2012 году он выступил в программе "Академия" на канале "Культура" с лекцией "Происхождение человека". Там он рассуждал в том числе о биологической проблеме антропогенеза и теории эволюции. Биологи Станислав Дробышевский и Александр Марков подробно разобрали ошибки профессора на сайте "Антропогенез.ру".

Если говорить о философских и религиоведческих рассуждениях Осипова, то и здесь у него все печально. В одном из выпусков он приводит главные аргументы в пользу бытия Бога, где допустил много логических и фактических ошибок. Подробный разбор здесь.

Для примера приведу ошибки Осипова из области религиоведения. В своей статье "Человек, мир, религия" он пишет, что "религия – это непосредственное переживание Бога". Это не так. Ранние формы религии, обращенные на культ предков, анимизм и фетишизм, не предполагали переживания Бога. В настоящее время есть буддийские и джайнистские направления, в которых тоже нет идеи переживания Бога.

Говоря о сущности и признаках религии, Осипов приводит исключительно христианское понимании истинной религии, будто христианство - это единственная правомерная религия в мире.

И таких ошибок у Осипова - масса. При этом он остается авторитетом для миллионов верующих, которые не подвергают сомнению его выступления.