Крошка сын к отцу пришел и спросила кроха: " Почему, мол, колбаса стоит так неплохо?". Именно такой вопрос задают ритейлу производители колбасной продукции. Не доходит до изготовителей мясных деликатесов, почему они поставляют свою продукцию в торговые сети по 3 копейки, а на прилавке она появляется по 10 руб. Не понимают бедолаги ничего в макроэкономике. А еще имеют наглость требовать от ритейла повышения закупочных цен.
Именно такая картина наблюдалась на протяжении последнего времени. Мясопереработчики добиваются от ритейлеров повышения закупочных цен на 10–15% на готовую продукцию, включая колбасы и сосиски. Они аргументируют свои запросы подорожанием свинины и мяса курицы, то есть основного сырья, с которым работают.
Считать такие просьбы наглостью можно только если совершенно не знать систему ценообразования у сетевых гигантов. Для производителя 10% наценки являются недосягаемым идеалом прибыли, для достижения которого нужно перевернуть весь технологический процесс, сократить кучу работников и хотя бы частично убрать затраты на производство. Для ритейла 10% наценки это не то что мизерная величина, а цифра, близкая к арифметической погрешности.
Исходя из этого, мясопереработчики начали направлять запросы в торговые сети о повышении оптовых цен на продукцию. Такие обращения были получены в "Ленте" и X5 Retail Group, и, по сообщениям сетей, находятся в стадии рассмотрения. Metro, Auchan и «Магнит», как и некоторые другие крупные операторы рынка, проигнорировали просьбы производителей.
По словам крупного переработчика мяса, если в феврале 2020 года 1 кг тушки бройлера первой категории стоил 87–92 руб., то сегодня —134–138 руб., свинина на кости стоила 119 руб. за 1 кг, а сейчас — те же 134–138 руб. Такой рост стоимости сырья априори должен отразиться на цене конечного продукта, причем не в перспективе, а одномоментно и уже вчера. Но даже не смотря на это, мясопереработчики готовы пролонгировать процесс повышения цен на несколько месяцев.
Руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин сомневается, что рост цены на свинину — основная причина, из-за которой переработчики намерены повысить цены на готовую продукцию. По словам господина Юшина, несмотря на повышение цен на 10% в феврале, сейчас тушка свинины стоит дешевле, чем летом 2019 и 2020 годов. Зато, уточняет эксперт, в структуре расходов переработчиков мяса повышаются цены на другую продукцию: специи, которые привязаны к валюте, оболочку и упаковку, транспорт и электроэнергию.
С птицей сложнее. Помимо высоких цен на комбикорм, почти по всей Евразии распространяется птичий грипп, в результате сократились поголовье и производство. Кроме того многие компании испытывают проблемы с недостатком оборотных средств опять же из-за снижения поголовья и объема продукции, поставляемой на рынок. В итоге сырье для мясопереработчиков поднялось в цене, что безусловно скажется на стоимости конечного продукта.
Помимо производителей колбасы и другие поставщики начали уведомлять торговые сети о повышении отпускной цены на свою продукцию. Ритейл тут же пожаловался на произвол Минсельхозу. Тот, в свою очередь, вступил в переговоры с поставщиками, убеждая их не повышать цены.
Пока переговоры носят неформальный характер: чиновники устно интересуются причинами и возможностью пересмотреть решение о повышении цен. Приведут ли такие душеспасительные беседы к желаемым результатам неизвестно. Зато известно,что любое давление на поставщика может обернуться сокращением производства продуктов в будущем.
Однако, сейчас в России более 1 тыс. мясопереработчиков и в условиях высокой конкуренции ритейлеры могут не согласиться на повышение цен. Большинство компаний без высокой стоимости и известного бренда они могут просто заменить, особенно в сегменте дешевой продукции. Если же речь идет о дорогом продукте, то его подорожание массовый потребитель, скорее всего, не заметит или сократит потребление.
Таким образом, спасение утопающих у нас, как обычно, остается личной проблемой утопающих. Поэтому производители сомневаются, что государство позволит им поднять цены. И действительно, в Минсельхозе не видят оснований для этого, отмечая, наоборот, снижение стоимости мяса.
Помимо этого, Минсельхоз будет защищать интересы ритейла по одной простой причине. Поднять стоимость на прилавках сейчас проблематично из-за социальных факторов и контроля властей за ценообразованием.
Мониторинг цен ведется с конца прошлого года и неминуемое наказание за срыв договора между производителями и продавцами ждет любого нарушителя. За этим строго следят все контролирующие органы, вплоть до прокуратуры. Пока это касается только сахара и масла, но впоследствии данный опыт может быть распространен и на другие социально значимые продукты. Данный вопрос уже обсуждается в правительстве.
Вернет ли это нас в счастливое время плановой экономики и соответственно дефицита продуктов, попробуем рассмотреть в следующей статье. Пока же, можно резюмировать, что колбаса так или иначе подорожает. При этом с прилавков исчезнет недорогой качественный продукт мелких производителей, а останутся дорогие суррогаты раскрученных брендовых гигантов.
Но здесь мы с Вами просто сторонние наблюдатели и вынуждены терпеливо ждать разрешения конфликта, закусывая колбаской, которую купили пока еще по старой цене.
Приятного аппетита Вам, сограждане!