Найти тему

Какой сабвуфер выбрать: активный или пассивный, в корпусе или без?

Музыкальная картина зависит от каждого компонента акустической системы. Сабвуфер создаёт объём, за панчи или удары отвечает середина, а детализацию всей звуковой системе придаёт твитер. Если ваша аудиосистема не включает в себя сабвуфер, то вы получаете форму без объёма. Не слишком здорово, правда?

Чтобы получить от музыки в авто максимум, стоит ознакомиться с основными параметрами и особенностями сабвуферов. Исходя из них можно будет понять, на что может рассчитывать автовладелец с учётом возможностей, пожеланий и особенностей установки.

Вариантов для выбора достаточно: активные и пассивные, корпусные модели и сабвуферные динамики без корпуса, компактные, плоские…. Мы поможем вам разобраться.

Активный сабвуфер TS-WX300TA отлично впишется в любой автомобиль
Активный сабвуфер TS-WX300TA отлично впишется в любой автомобиль

Активный корпусной сабвуфер – простое, быстрое и полностью готовое к установке решение.
Это полный комплект, который включает в себя динамик и усилитель в едином корпусе. Он очень прост в установке: саб ставится в багажный отсек автомобиля (также бывают компактные модели, которые можно разместить где угодно, в том числе под автокреслом) и подключается к магнитоле напрямую. Одни из самых популярных моделей активных корпусных сабвуферов с усилителем класса D - Pioneer TS-TX300A и TS-WX300TA. Они отличаются форм-фактором корпуса, более привычная трапеция у TS-WX300A и «труба» у TS-WX300TA. Все провода для монтажа уже идут в комплекте.

Активный сабвуфер в корпусе "трапеция" TS-WX300A
Активный сабвуфер в корпусе "трапеция" TS-WX300A

Кому подходит: оптимальный выбор для автовладельцев, которым нужен готовый к эксплуатации саб с встроенным усилителем. Такие сабвуферы также позволяют сэкономить (в сравнении с отдельной покупкой равнозначных по уровню комплектующих и самостоятельным монтажом).

Что стоит знать: сабвуфер подключается специальным ISO разъёмом, который легко отключается за секунды. Тем самым при необходимости мы можем быстро освободить дополнительное пространство в багажнике.

Активный сабвуфер в корпусе "труба" TS-WX300TA
Активный сабвуфер в корпусе "труба" TS-WX300TA

Пассивный корпусной сабвуфер – оптимальный выбор для более продвинутых аудиосистем.
В комплектацию такой модели входит только сабвуферный динамик и рассчитанный под него корпус. Пользователю остаётся только выбрать подходящий по мощности усилитель и собрать либо купить готовый комплект для подключения акустики. Подключается все как обычно, через RCA . Засчёт использования внешнего усилителя звука у водителя появляется возможность выбрать близкое ему решение из модельного ряда усилителей и построить более продвинутую аудиосистему. В качестве примера можем привести модель TS-WX306B из ассортимента Pioneer .

Корпусной сабвуфер TS-WX306B
Корпусной сабвуфер TS-WX306B

Кому подходит: пассивный сабвуфер подойдёт, если вы хотите получить более глубокое и детализированное звучание и есть возможность установить отдельный усилитель.

Что стоит знать: этот вариант даёт возможность использовать сабвуфер и усилитель разных производителей на свой вкус, то есть построить уже более сложную и качественную аудиосистему. Усилитель к динамику стоит подбирать так, чтобы номинальная мощность была выше на 30-40% минимум, тогда сабвуфер прослужит дольше и раскроется лучше, отлично подойдёт GM-D9701. Убить катушку сабвуфера чистой мощностью очень сложно, а вот клиппированным сигналом из-за недостаточной мощности – запросто. При грамотном подборе усиливающей аппаратуры можно получить хорошее басовое звучание при не слишком высоких затратах.

Сборка сабвуфера из комплектующих – вариант для особых ценителей

В этом случае приобретается усилитель и сабвуферный динамик, а корпус изготавливается самостоятельно. Соответственно, он может иметь любые габариты, быть выполнен из различных материалов и иметь уникальные акустические свойства. Тут всё в руках автовладельцев.

Сабвуфер с малой глубиной установки TS-A2500LS4
Сабвуфер с малой глубиной установки TS-A2500LS4
Сабвуферный динамик 30 см TS-A30S4
Сабвуферный динамик 30 см TS-A30S4

Кому подходит: самостоятельная сборка сабвуфера подойдет тем, кто хочет получить максимальную отдачу от сабвуферного звена, а также тем, кто хочет установить стелс-корпус в нестандартное место, например, в одну из ниш крыла багажника или в другое свободное место .

Что стоит знать: конечно же, это самый длительный и зачастую затратный путь: на реализацию идеи может уйти много времени и усилий (на поиск специалистов, материалов и т.д.). Корпус можно изготовить по параметрам, которые рекомендует производитель (чаще всего эта информация есть в паспорте к устройству или указывается прямо на коробке), либо спроектировать самостоятельно, используя параметры Тиля-Смолла. Рассмотрим типы корпусов для сабвуфера.

Виды и особенности сабвуферных корпусов

Акустическое оформление сабвуфера влияет на качество басовых нот настолько сильно, что, если вы хотите получить по-настоящему впечатляющий результат, этому вопросу стоит уделить максимум внимания.

Типы сабвуферных оформлений в аудиосистемах автомобилей подразделяются на 4 основные категории: Free Air, Closed Box, Ported Box, Bandpass. Не все динамики на рынке подходят под использование в каждом из оформлений. Для правильного выбора оформления под сабвуфер нужно учитывать параметры Тиля-Смолла.

Фриэйр (Free Air) подразумевает установку динамика без внешнего корпуса, так как он фиксируется на хорошо закреплённую поверхность задней стенки или перегородки в авто. То есть по факту корпус отсутствует, а излучение низкочастотных колебаний производится за счёт отдачи от поверхности, на которой он закреплён.

Преимущества: скорость установки, экономия места в багажнике.
Недостатки: качество звука напрямую зависит от наполненности багажного отсека.

Закрытый корпус или ящик (Closed Box) уже не только изолирует излучение тыльной стороны, но и использует объём воздуха в качестве упругой воздушной пружины. За счёт этого производится мягкая корректировка качества звука.

Преимущества: небольшой размер, точность звука, отличные переходные и частотные характеристики.
Недостатки: низкий КПД, сокращение объёма багажника.

-8

Фазоинверторный корпус (Ported Box) способен применять излучение тыльной стороны для усиления отдачи. Это происходит благодаря резонированию, так как в корпусе есть порт-труба или щель , через которую и выходят воздушные колебания. Потоки выходящего сдавленного воздуха совпадают с излучением диффузора, поэтому звучание получается объёмным. Одна из популярных моделей в фазоинверторном корпусе от Pioneer – TS-A300B.

Сабвуфер в корпусе с фазоинвертором TS-A300B
Сабвуфер в корпусе с фазоинвертором TS-A300B

Преимущества: высокое звуковое давление, даже при небольшой мощности динамика и усилителя.
Недостатки: в отдельных случаях может добавлять нежелательные звуковые эффекты, узкая по сравнению с ЗЯ полоса воспроизводимых частот, должен быть изготовлен из прочного материала (так как внутри образуется высокое давление).

Сабвуфер полосового типа Бандпасс ( Bandpass ) имеет более сложную конструкцию. В нём динамик монтируется внутри корпуса, при этом излучение тыльной и передней стороны работают на два разных объёма. Благодаря такому распределению достигается максимальная эффективность использования резонанса и низкочастотной отдачи. Для представления рекомендуем посмотреть модель Pioneer TS-WX70DA.

Активный сабвуфер TS-WX70DA, завоевавший Европейскую награду
Активный сабвуфер TS-WX70DA, завоевавший Европейскую награду

Преимущества: высокий КПД, идеальное звучание, защита динамика от внешних воздействий.
Недостатки: очень сложен в реализации, большие габариты, довольно узкий частотный диапазон (не подходит для широкополосного сабвуфера), сложность в замене динамика.

Естественно, качество низкочастотного звучания также зависит и от многих технических параметров: частотного диапазона, мощности усилителя, частоты разделения, чувствительности и других.

Обо всех этих параметрах и настройках – во второй части статьи.

Оставайтесь с нами!