-Это мексиканский тушкан.– Быть этого не может. Вас обманули. Вам дали гораздо лучший мех. Это шанхайские барсы. Ну да! Я узнаю их по оттенку. Видите, как мех играет на солнце. Изумруд! Изумруд!Эллочка сама красила мексиканского тушкана зеленой акварелью, и поэтому похвала посетителя ей была особенно приятна.
И.Ильф,Е.Петров
Конечно же все помнят эти бессмертные строки российских классиков. Каждодневная неравная битва Эллочки-Людоедки с Вандербильдихой, описанная в романе, не может взволновать только совершенно черствую душу. Только человек не знакомый с такими понятиями, как шоппинг, распродажа, скидки и др. не в силах оценить самоотверженность и самопожертвование Эллочки в борьбе с заокеанской миллионершей. На какие жертвы и ухищрения приходилось ей идти.
Но даже недюжинные эллочкины усилия меркнут рядом с мерами, которые принимает Минпромторг на ниве борьбы с контрафактом. Направление борьбы, а точнее некую новую стратегию, рассчитанную до 2025 года, обсудили в правительстве и поручили Минпромторгу в течение трех месяцев подготовить план мероприятий для ее исполнения. Основной мерой стратегии предусматривается дальнейшая маркировка всего и вся.
По мнению руководства страны наличие контрафакта приводит к бюджетным потерям и снижает заинтересованность бизнеса в создании «высокоэффективных цепочек движения качественных товаров от производства к потребителю и в конечном итоге наносит вред жизни и здоровью граждан». Как заинтересованность бизнеса в цепочках наносит вред здоровью и жизни населения и при чем здесь маркировка регулятор не объясняет. Зато направление деятельности Минпромторга указано точно.
Здесь все просто. Что-что, а заниматься нанесением наклеек, нашлепок, штрих-кодов и всяких там "честных знаков" министерство за последние годы научилось очень хорошо. Поэтому, бодро отрапортовав: "Будет сделано!", министр дал задание исполнителям найти как можно больше продуктов производства, не попавших еще по какой-то причине в число уже промаркированных.
Перспективы нарисовались нешуточные. Учитывая, что Минпромторг пока "пометил" мизерное количество изделий, поле деятельности регулятора оказалось практически ничем не ограничено. До сегодняшнего дня наносились RFID-метки на меховые изделия и маркировались табачная продукция, лекарства, обувь, парфюмерия, фототовары, шины и покрышки, а также ряд товаров легкой промышленности.
RFID - способ автоматической идентификации объектов, в котором посредством радиосигналов считываются или записываются данные, хранящиеся в так называемых транспондерах. Вещь с одной стороны полезная, так как позволяет отслеживать движение товара, с другой, требует дополнительных затрат, которые повышают стоимость изделия.
Введение данной меры по оценкам властей, позволило вывести некоторые группы товаров из серой зоны: официальные продажи шуб выросли в десять раз. При этом разорилось огромное количество мелких торговцев меховыми изделиями. Нанесение RFID-метки на складские остатки, по словам знакомых предпринимателей, оказалось невозможным, вследствие чего им пришлось реализовывать свой товар через знакомых и родственников с существенным убытком. Но это все несущественные мелочи, по сравнению с профитом государства в виде поступления дополнительных налогов.
Маркировка табачных изделий и лекарственных препаратов, на мой взгляд, кроме как к подорожанию таковых, ни к чему полезному не привела. Решило ли правительство при этом проблему контрафакта, вопрос сложный. Учитывая, что купить пачку сигарет по 40-50 рублей не легко, а очень легко, или отравиться лекарством вместо лечения риск 50/50, считаю, что задача не решена. Свои дополнительные налоговые отчисления и сборы за наклейки страна получила, но стало ли от этого лучше населению?
Рассматривать пользу от маркировки обуви или шин по меньшей мере смешно. Выгодоприобретателем здесь является кто угодно, только не конечный потребитель. Просто посмотрите, сколько телодвижений нужно совершить, чтобы продать хотя бы одну покрышку:
- Оформить усиленную электронную подпись
- Зарегистрироваться в системе "Честный Знак"
- Подключиться к оператору электронного документооборота
- Приобрести оборудование или заказать печать кодов маркировки
- Обновить или приобрести онлайн-кассу для розничной торговли
- Приобрести оборудование для сканирования кодов
- Обучить персонал работе с маркированными товарами
- Промаркировать ваши складские остатки
Правда же все просто. Давай предприниматель, торгуй. Государство позаботилось о тебе, сынок. А насчет того, где взять деньги на все это, не говоря уже о сроках окупаемости вложений, руководство тоже побеспокоилось. Для финансовой поддержки бизнеса Минпромторг еще год назад предлагал ввести льготные займы.
Сейчас, по прошествии года, разработан проект постановления правительства, предполагающий возможность для Фонда развития промышленности (ФРП) выдавать займы на эти цели. Ремарка: маркировка действует два года - сегодня проект. Но и это еще не вся забота. Выдавать займ предполагается только производителям и только при расширении системы маркировки на новые товарные группы. Сейчас фонд может предоставлять кредиты под 1% лишь на закупку оборудования для маркировки лекарств.
В ближайшей перспективе Минпромторг планирует ввести маркировку на молочную продукцию и воду. Что обретет потребитель, кроме заботы о его здоровье со стороны правительства? Как эти меры скажутся на производителях? Отразится ли это на логистике и насколько прозрачной станет движение продукции для отслеживающих органов? И, наконец, исчезнет ли с полок магазинов контрафактная продукция?
Ответы на данные вопросы лежат в общей парадигме сегодняшних взаимоотношений власти и общества. Бизнес не разделяет энтузиазма властей в части расширения номенклатуры маркируемых товаров — стандартно предприниматели предупреждают о росте цен на свою продукцию. Несмотря на обещанные кредиты, дополнительные затраты по маркировке скажутся на себестоимости продукции в сторону увеличения.
Потребитель так же оплатит из своего кошелька нежную опеку правительства, обернувшуюся, как всегда, подорожанием продуктов. Желание государства вмешиваться в политику ценообразования и регулировать рыночные отношения в очередной раз приведет сначала к увеличению цены, а затем, как уже не раз случалось, к дефициту.
А контрафактная молочка в условиях сегодняшней экономической ситуации является скорее показателем оторванности от реалий не только регулирующих и контролирующих органов, но и производителей таковой. Если, конечно, они существуют. Я про производителей.
Удачных покупок Вам, сограждане!