Найти в Дзене
Журнал МОСТ

Протесты 90-ых и московский акционизм

18 апреля 1991 года члены движения Э.Т.И. телами выложили бранное слово из трех букв на брусчатке Красной площади. Группу из четырнадцати человек возглавлял Анатолий Осмоловский . Акция «ТЕКСТ» носила политический и символический характер и была приурочена к закону «О нравственности», который запрещал ругаться матом в общественных местах. Участники перформанса протестовали против роста цен в условиях тяжелого экономического положения страны. После этого события начался новый период в развитии московского искусства акционизма.

Акция «ТЕКСТ» движения Э.Т.И. с Анатолием Осмоловским вызвала резонанс в российском обществе 1991 года — запрещенное ругательство оказалось на главной площади страны, а группа из 14 человек позволила себе смешать безобразное с сакральным и вечным. Против участников протеста возбудили уголовное дело, а чтобы посильнее «прижать» художников — отметили, что акция была проведена в канун дня рождения Владимира Ильича Ленина. Однако дело закрыли через несколько месяцев.

Красная площадь как исторический и символический центр страны — излюбленное место для проведения акций. В 2013 году Павел Павленский перформансом «Фиксация» шокировал общественность. Художник прибил свой половой орган к кремлевской брусчатке. Позже он назовет акцию « метафорой апатии и политической индифферентности ».

Порой в акционизме художники переступают даже законы, чтобы поддержать идею или обратить внимание на проблему. Акционизм — это скандальный политический жест. Художники-акционисты формируют общественное мнение, поскольку привлекают публику к действию. Художники выбирают гротескные формы для выражения идеи, ведь механизмы «шок-контента» работают гораздо эффективнее, когда необходимо привлечь аудиторию.

23 мая 1998 года деятели искусств из «Внеправительственой Контрольной Комиссии» построили « баррикаду » из картонных коробок на Большой Никитской (Москва). В акции приняли участие около трехсот человек под руководством Анатолия Осмоловского. Участники скандировали лозунги времен французской студенческой революции 1968 года, но акция, вызванная недоверием к парламентской демократии, проходила против российской власти. Внимание полиции привлекли нереалистичные требования демонстрантов, в числе которых были ежемесячные выплаты, легализация наркотиков и возможность бесплатно передвигаться по миру для участников акции.

Расцвет московского акционизма в 1990-х годах обусловили демократические реформы в России: ликвидация однопартийной системы, либерализация СМИ, свобода создания культурных и политических организаций. Люди встречались, подхватывали идеи друг друга и объединялись в группы. В эти годы у культурного сообщества был один, навеянный страхами прошлого, враг — тоталитаризм, а за ним — стандартизированное искусство. Художники придерживались конкретной идеологии, в рамках которой совершенствовались и мирно разделяли культурное пространство. Акционисты выступали громче других и обращались к актуальным проблемам в нетривиальных формах.

-2

Анатолий Осмоловский — основоположник московского акционизма. Он является создателем движения « Экспроприация территории искусства », координатор программы «Нецезюдик», редактор журнала «Радек» — в общем, лидер многих постмодернистских культурных группировок конца 90-х и начала 2000-ых. Лидерские и творческие качества Осмоловского проявились еще в школе, где он занимался коллекционированием, рисовал и собирал информацию по теме гражданской войны на Дальнем Востоке.

Осмоловский участвовал в политической жизни страны через перформансы. В 1993 году он взобрался с помощью крана на плечо памятника Владимиру Маяковскому на Триумфальной площади в Москве. Художник назвал акцию «Путешествие Нецезюдика в страну Бромбдингнегов» и направил ее против «забычивости» власти. Маяковский — глашатай революции, поддерживал правительство, которое после смерти поэта установило ему памятник. Тем самым власть перечеркнула труд футуриста, который « ненавидел всяческую мертвечину »: символ прогресса застыл в форме каменного памятника. Осмоловский таким образом почтил память поэта и осудил ельцинский режим, который предал забвению советский авангард.

Акция «Позор 7 октября» проходила на фоне обгоревшего Белого дома в Москве. Осмоловский вместе с художниками Александром Бренером , Олегом Мавроматти и музыкантом Василием Шугалей задокументировали перформанс, посвященный расстрелу парламента. Черные футболки символизировали верхний ярус Белого дома, голые ноги — нижний, обнаженные половые органы — отношение к произошедшему. Фото поместили на обложку журнала «Радек».

Из более поздних работ стоит упомянуть выставку «Изысканный труп и двенадцать самоубийц» ( Галерея Томаса Брамбиллы , 2014). Художник переосмысляет Тайную вечерю в форме сюрреалистической игры. Инсталляция представляет собой двенадцать металлических сосудов с маслом. Электрический трансформатор воплощает образ Иисуса Христа, который разгоняет масло, проводя электричество. Апостолы возникают в результате плавления материи.

Инсталляция «Это вы сделали? Нет, это вы сделали» — это девять голов, нанизанных на копья. Скульптурные головы принадлежали видным революционерам конца XIX, начала и середины XX веков: Марксу, Энгельсу, Бакунину, Ленину, Сталину, Троцкому, Цзэдуну, Хо Ши Мину, Че Геваре. Осмоловский интерпретировал выставку как вызов обществу, которое « отрубило головы » своим кумирам.

Еще одной любопытной работой автора стало «Расчленение» (Украинка) 2015 года. Это скульптура женщины, которая склеена из идеальных, по мнению общества, частей тела, словно Франкенштейн. По словам автора , инсталляция находится вне политического контекста. В 2003 году художник входил в творческое объединение « Что делать? », которое устраивало перформансы в поддержку феминизма.

Сегодня Анатолий Осмоловский — создатель и ректор института современного искусства « База », куратор и издатель. «База» — это экспериментальная образовательная программа, обучающая теории и практике современного искусства.