Несмотря на непрерывный рост механизации и развитие собственного гужевого транспорта на предприятиях лесной промышленности участие лошадей занимало важное место.
На лесоразработках лошадей использовали:
1) на трелевке (подвозке) древесины от пня до рационализированной дороги ( к этому типу дорог относятся: ледяные, круглолежневые и рельсовые дороги.) или до верхних складов, механизированных или рационализированных лесовозных дорог;
2) на вывозке древесины к нижним складам водного или железнодорожного транспорта, а также непосредственно потребителям.
Трелевка производилась на различные расстояния, в зависимости от условий транспортировки древесины. Наиболее простой способ конной трелевки - с помощью цепи или клещей.
При трелевке применяли оглобельную - дуговую запряжку лошади. Такая запряжка повышала работоспособность лошади, предотвращая сдавливание шеи лошади клещами хомута и смягчая все рывки и толчки, приходящиеся на плечи лошади во время трелевки. Кроме того, оглобельная запряжка устраняла повреждение задних ног лошади бревном при скольжении его в направлении движения.
При запряжке лошади в первую очередь надевали уздечку. Затем накладывают седелку, а после этого - уже хомут со шлеей. Хомут надевают на голову лошади в перевернутом положении (нижними концами клещей вверх), на шее, в самом узком месте ее, у головы, хомут поворачивают в нормальное для него положение и доводят до места. Затем расправляют и надевают на лошадь шлею и освобождают из-под хомута гриву. В таком виде лошадь обычно выводят из конюшни, захватив дугу, вожжи и чересседельник с подбрюшником.
Производительность на конных работах на лесозаготовках в значительной мере зависела и от устройства лесовозных дорог. В лесной промышленности применяли различные виды дорог, приспособленные к тем или иным условиям местности: грунтовые дороги, снежные дороги и ледяные дороги, круглолежневые дороги, конно-рельсовые дороги. Каждый вид лесовозных дорог так же, как и тип лесотранспортных приспособлений, имел свои преимущества и недостатки в тех или иных условиях работы лошадей. Использование лошадей по неисправным дорогам и волокам запрещалось правительством.
Большое значение, в деле повышения производительности лошадей на трелевке и лесовывозке, придавалось правильному подбору лошадей на разные виды работы. В основу подбора входили: грузоподъемность лошади, зависящая, главным образом, от ее веса, подвижность и темперамент лошади, а также ее состояние.
На трелевке более тонких бревен по целине, по обычным волокам и дорогам можно было использовать мелких, подвижных лошадей. Чем крупнее размер бревен, тем крупнее должны были быть лошади. Для трелевки, особенно в зимнее время, при работе по целине подбирали более спокойных и поворотливых лошадей не моложе 5 лет.
При использовании мелких лошадей применяли парные и троечные запряжки, а также широко пользовались припряжкой лошадей на длинных или крутых подъемах.
При работе лошадей на лесозаготовках, как и на транспортных работах в сельском хозяйстве, время движения с грузом составляло сравнительно незначительный процент к общей продолжительности рабочего дня. Много времени затрачивалось на движение лошадей порожняком и на простои при погрузке и разгрузке древесины. Чтобы это устранить, было выработано 3 метода перевозки леса:
При работе по однокомплектному методу перевозка леса производилась на лошадях без перепряжки или перецепки оглобель. Однако на месте погрузки возчикам помогали навальщики, а на месте разгрузки - свальщики. Этим ускорялась погрузка и разгрузка, сокращались простои лошадей и повышалась их производительность.
При двухкомплектном методе работы: за лошадью, запряженной в перецепные оглобли, закрепляли два комплекта прицепного оборудования. Пока один комплект нагружали на лесосеке, в другом - лошадь отвозила древесину на склад и возвращалась порожняком обратно на лесосеку.
При трехкомплектном методе: за лошадью, запряженной в перецепные оглобли, закрепляли три комплекта прицепного оборудования. В то время как один комплект находился в пути, второй нагружали на лесосеке, а третий разгружали на складе. Применение того или иного метода зависело в основном от вида прицепного оборудования и от расстояния перевозки.Все три метода сокращали простои лошадей на погрузке и разгрузке и повышали этим их производительность. При применении этих методов работы категорически запрещалась езда рысью, даже при движении порожняком.