Уильям Джеймс Глакенс (1870–1938) родился в 1870 году в Филадельфии, штат Пенсильвания. Он был младшим из троих детей Элизабет и Сэмюэла Глакенсов, клерка и кассира Пенсильванской железной дороги. Семья жила скромно, но Глакенс получил хорошее образование. Он учился в Центральной средней школе вместе с будущим художником Джоном Слоаном, а также с будущим изобретателем и коллекционером фармацевтических препаратов Альбертом Барнсом. Глакенс, которого в школе прозвали «Баттс», уже в те времена проявлял склонность к искусству и часто рисовал забавные рисунки и сцены из школьной жизни для развлечения своих товарищей.
В ноябре 1891 года Глакенс поступил в Пенсильванскую академию изящных искусств, где также учились Джон Слоан, Джордж Лакс, Эверетт Шинн и Роберт Генри. Эти художники в ближайшем будущем создадут «Школу мусорных ведер», с ее живописью, говорящей правду об изнанке современного города и жизни. Глакенса будут считать одним из основателей этого движения.
Учась в академии, Глакенс одновременно работал художником-репортером в нескольких филадельфийских газетах. На него сильно повлиял этот опыт работы, которая требовала быстро рисовать и выполнять задания в сжатые сроки. Атмосфера была совершенно не похожей на тихую студию; однажды он упал в лужу крови, зарисовывая сцену убийства.
В 1895 году Глакенс отправился в Европу с несколькими другими художниками. Сначала они посетили Голландию, где учились у голландских мастеров, затем переехали в Париж. Глакенс, сняв студию на год, нарисовал множество сцен на улицах, в парках и кафе. Такое путешествие было обычным делом для художников того времени, желавших утвердиться в мире искусства.
Вернувшись на родину, он поселился в Нью-Йорке, где начал работать иллюстратором для нескольких журналов. Это, а также брак в 1904 году с художницей Эдит Димок, дочерью богатых родителей, обеспечило Глакенсу достаточную финансовую свободу и возможность полностью сосредоточиться на живописи. Хотя в целом Глакенс был сдержанным человеком, он все же стал участвовать в политике, протестуя против Сухого закона и поддерживая движение суфражисток, маршируя на парадах со своей женой. Эдит можно увидеть на картине «Портрет жены художника» (1904), также он часто рисует детей, Айру и Ленну.
Он, по заданию журнала МакКлюр, побывал на Кубе, освещал испанско-американскую войну. По пути домой заразился малярией - недугом, который будет повторяться на протяжении всей его жизни.
В 1908 году Глакенс стал соучредителем Школы мусорных ведер, художественного движения, выступавшего против официального, академического искусства . Этому предшествовала знаковая выставка городских реалистов, которую пресса окрестила «восьмью независимыми художниками». Суть ее выражается одной фразой – искусство должно быть как журналистика или репортерство, с красками реальными, как уличная грязь или лед в лужах. Он стал известен своими картинами в темных тонах, изображающими уличные сцены и повседневную жизнь городских кварталов.
В 1912 году Глакенс отправился в поездку по Европе за покупками произведений искусства для Альберта Барнса, школьного друга, который нажил состояние на антисептическом растворе для полоскания горла. Многие работы Ренуара, Дега, Ван Гога и Сезанна, которые Глакенс приобрел, стали центром коллекции музея, который Барнс построил в Мерионе, пригороде Филадельфии. Этот проект также укрепил интерес Глакенса к импрессионистам, особенно к Ренуару. Его работы становятся ярче и указывают на влияние Ренуара. Глакенс восхищался Ренуаром, потому что хотел учиться у Ренуара, а не потому, что хотел его копировать.
Он сам и не отождествлял себя окончательно со Школой мусорных ведер, с ней его связывает лишь внимание к обычным, незатейливым современным городским темам и занятиям. Известный как «американский Ренуар», Глакенс изображал сцены жизни Нью-Йорка начала 20-го века. Он рисовал ночные клубы, универмаги и многолюдные трущобы. Глакенс изображал людей, гуляющих в парках, сидящих в кафе, людей в театрах, в магазинах или на отдыхе.
Переход к импрессионизму отразился на работах Глакенса, открыл яркий мир цвета. Поклонник его творчества сказал : «Цвет мира делает его полностью счастливым , и выразить это счастье в цвете стало его первым и самым естественным побуждением».
Временные рамки, в которых жил Уильям Глакенс, были далеко не стабильными. Он родился на волне второй промышленной революции, повзрослел во время Первой мировой войны и умер ближе к концу Великой депрессии. Но всегда был предан семье, своему миру и искусству, всегда оставался верным своим увлечениям, даже если они менялись со временем. Он хотел правды - сначала повествовательной правды о том, что делают люди, а теперь идущей к художественной правде.
Источник всех изображений:https://gallerix.ru/
Благодарю за то, что дочитали! Делитесь своим мнением, ставьте лайк, если понравилась статья. А чтобы не потерять меня в своей ленте, подписывайтесь на канал.