Найти в Дзене

"Отправляясь за тысячу ри, не запасайся едой, а входи в Деревню, Которой Нет Нигде..."

Дорогие друзья! Сегодня мы начинаем серию публикаций, в которых расскажем о путевом дневнике Мацуо Басё "В открытом поле". Этот дневник великого поэта Мацуо Басё - "Нодзарасикико" - совсем короткий. Поэт путешествовал с лета 1684 года по весну 1685 года.

Дорогие друзья! Сегодня мы начинаем серию публикаций, в которых расскажем о путевом дневнике Мацуо Басё "В открытом поле". Этот дневник великого поэта Мацуо Басё - "Нодзарасикико" - совсем короткий. Поэт путешествовал с лета 1684 года по весну 1685 года.

Artist:Tsukioka Yoshitoshi Title:Matsuo Basho - Tsuki Hyakushi # 100 Date:1891.
Artist:Tsukioka Yoshitoshi Title:Matsuo Basho - Tsuki Hyakushi # 100 Date:1891.

Исследователи считают, что со второй половины 80-х годов Басё сосредоточил свое внимание на окружающем мире, словно вновь открыв его ценность для себя. Основной идеей стала мысль о гармоническом единении человека с природой, в результате чего может родиться настоящая поэзия. Особенностями стиля Басё являются объединение искусства и обыденной жизни. Его поэзия стала выражением самой жизни, а не игрой в слова. Поэт стремился искать и находить красоту в повседневности, сплавлять пейзаж и чувства в одном стихотворении. Но прежде, чем родится стихотворение, сам поэт должен гармонически объединиться с природой, а это результат отказа от своего "я" ради обретения истины. Стремление к истине порождает стихи само собой.

Artist:Utagawa Hiroshige Title:Kameyama: Clear Weather after Snow (Kameyama, yukibare), from the series Fifty-three Stations of the Tôkaidô (Tôkaidô gojûsan tsugi no uchi), also known as the First Tôkaidô or Great Tôkaidô Date:1833-34
Artist:Utagawa Hiroshige Title:Kameyama: Clear Weather after Snow (Kameyama, yukibare), from the series Fifty-three Stations of the Tôkaidô (Tôkaidô gojûsan tsugi no uchi), also known as the First Tôkaidô or Great Tôkaidô Date:1833-34

Истиной для поэта были и его философские взгляды: кроме прочего, идеи дзен и даосизма. Это становится понятным с первых строк.

Дневник "В открытом поле" начинается фразой, которую Басё назвал посохом, на который он будет опираться в предстоящем пути:

"Отправляясь за тысячу ри, не запасайся едой, а входи в Деревню, Которой Нет Нигде, в Пустыню Беспредельного Простора под луной третьей ночной стражи".

"Так, кажется, говаривали в старину", - поясняет эту фразу поэт.

Artist:Utagawa Hiroshige Title:The Suruga bank of the Oi River near Shimada (Shimada oigawa sungan), no. 24 from the series Fifty-three Stations of the Tokaido (Tokaido gosantsugi no uchi)
Date:ca. 1832–1833
Artist:Utagawa Hiroshige Title:The Suruga bank of the Oi River near Shimada (Shimada oigawa sungan), no. 24 from the series Fifty-three Stations of the Tokaido (Tokaido gosantsugi no uchi) Date:ca. 1832–1833

Фраза эта на самом деле содержится в древнем трактате "Чжуан-цзы" - даосской книге притч, составленной китайским философом Чжуан-цзы , его учениками и последователями в 3 веке до нашей эры. Эта книга наряду с "Дао дэ Цзин" является основополагающим текстом даосизма.

"Хай-цзы сказал Чжуан-цзы :

- У меня во дворе есть большое дерево, люди зовут его Деревом Небес. Его ствол такой кривой, что к нему не приставишь отвес. Его ветви так извилисты, что к ним не приладишь угольник. Поставь его у дороги - и ни один плотник даже не взглянет на него. Так и слова твои: велики они, да нет от них проку, оттого люди не прислушиваются к ним.

Чжуан-цзы сказал:

- Не доводилось ли тебе видеть, как выслеживает добычу дикая кошка? Она ползет, готовая каждый миг броситься направо и налево вверх и вниз, но вдруг попадает в ловушку и гибнет в силках. А вот як: огромен, как заволокшая небо туча, но при своих размерах не может поймать даже мыши. Ты говоришь, что от твоего дерева пользы нет. Ну так посади его в Деревне, Которой нет нигде, водрузи его в Пустыне Беспредельного Простора и гуляй вокруг него, не думая о делах, отдыхай под ним, предаваясь приятным мечтаниям. Там не срубит его топор и ничто не причинит ему урона. Когда не находят пользы, откуда взяться заботам"

Artist:Utagawa Hiroshige Title:Famous Places of Kyoto - Arashiyama
Date:Originally in Edo era, this re-carved edition was made in unknown date.
Artist:Utagawa Hiroshige Title:Famous Places of Kyoto - Arashiyama Date:Originally in Edo era, this re-carved edition was made in unknown date.

Мацуо Басё эстетически осмыслил даосизм Лао-Цзы и Чжуан-цзы, именно от них он перенял принципы самоуглублённости, грубоватой простоты, естественности и безыскусности.

Ну а если говорить о влиянии школы буддизма дзен, то она оказала настолько сильное влияние на японское искусство, что к результату этого влияния можно отнести характерный стиль японского творчества, отличавшийся краткостью, отрешённостью и тонким восприятием красоты. Именно дзэн позволил Басё превратить свою поэзию в уникальное явление, способ мировосприятия, при котором творчество способно эстетически совершенно отразить красоту окружающего мира и показать в нём человека без использования сложных конструкций, минимальными средствами.

Artist:Utagawa Hiroshige Title:Pink and Yellow Chrysanthemums Date:Edo period, Late, 1789-1868
Artist:Utagawa Hiroshige Title:Pink and Yellow Chrysanthemums Date:Edo period, Late, 1789-1868

"Человек, сведущий в древней философии Китая (учении Лао-цзы и Чжуан-цзы), мог проникнуться созерцательным настроением и почувствовать себя соприсущим сокровенным тайнам природы. Увидеть в малом великое – такова одна из главных идей поэзии Басё" , - пишет Вера Маркова в предисловии к другому путевому дневнику поэта - "По тропинкам Севера".

Продолжение следует...

Все онлайн конкурсы выставки "Япония. Куклы, сказки и легенды" на одной странице

Будьте здоровы, подписывайтесь на наши каналы:

Навигатор по каналу "Япония. Куклы, сказки и легенды" все статьи и видео

"Пространство авторских кукол"

"Япония. Куклы, сказки и легенды"

Каждый - и взрослый и ребенок, найдет на нашей выставке много интересного для себя. До встречи на выставке "Япония. Куклы, сказки и легенды". По всем вопросам звоните по телефонам 8-910-452-6286. Купить билеты можно здесь: https://vystavka-yaponiya-kukly-s.timepad.ru/