Найти в Дзене
SAV LABS

Охлаждение видеокарты Gigabyte Geforce RTX 2070 Windforce 2X (ЧАСТЬ4 - Помпа или радиатор?)

Начну с некоторых результатов наблюдений за работой системы в варианте, описанном в предыдущей части. Добавив второй жидкостный контур, я добавил себе вторую по трудоемкости проблему - завоздушивание контура. Предположения о подобном, конечно, были, но все не предусмотришь, поэтому нюансы все-же были. Во-первых, помпа не прокачивает контур, если не заполнена жидкостью - это я предусмотрел, поэтому поставил ее в самую нижнюю точку контура, которая оказалась рядом с системным блоком (не лучший вариант из-за шумности, но в данном случае помпа очень тихая, так как у нее нет осей ни трения ни качения). В-вторых, желательно чтобы была возможность контролировать наличие воздуха в контуре, поэтому я использовал прозрачные шланги. В третьих, обязательно обеспечение возможности стравливания воздуха в самой высокой точке контура - у меня эта точка оказалась в месте соединения медной трубки "внешнего радиатора" со шлангами (тут можно предусмотреть небольшую емкость типа расширительного б

Начну с некоторых результатов наблюдений за работой системы в варианте, описанном в предыдущей части.

Добавив второй жидкостный контур, я добавил себе вторую по трудоемкости проблему - завоздушивание контура. Предположения о подобном, конечно, были, но все не предусмотришь, поэтому нюансы все-же были.

Во-первых, помпа не прокачивает контур, если не заполнена жидкостью - это я предусмотрел, поэтому поставил ее в самую нижнюю точку контура, которая оказалась рядом с системным блоком (не лучший вариант из-за шумности, но в данном случае помпа очень тихая, так как у нее нет осей ни трения ни качения).

В-вторых, желательно чтобы была возможность контролировать наличие воздуха в контуре, поэтому я использовал прозрачные шланги.

В третьих, обязательно обеспечение возможности стравливания воздуха в самой высокой точке контура - у меня эта точка оказалась в месте соединения медной трубки "внешнего радиатора" со шлангами (тут можно предусмотреть небольшую емкость типа расширительного бачка, но это потом, а пока времянка).

В четвертых, тут чуть подробнее. В качестве жидкости в контуре я использовал водку, смешанную с салициловой кислотой, чтобы обеспечить "незамерзаемость" при температурах ниже -30 и все бы ничего, однако... При запуске системы почему-то не прокачивалась жидкость, хотя я предварительно отдельно заполнял каждую часть контура, стараясь нигде не оставить воздушных пробок, но.... Промучившись с поднятием и опусканием доступных частей контура чтобы стравить воздух, пришел к выводу, что все это очень смахивает на на то, что в трубке "внешнего радиатора" жидкость все-таки замерзла. Ничего не оставалось делать, взял фен, минута и.... О, чудо - контур ожил! Напомню, на улице -37 с ветром, водка самая дешевая, которая попалась, но не на столько же дешево... Выставил на улицу налитые в две небольшие емкости водку и смесь водки с салициловой кислотой - через час обе жидкости были в порядке, что ввело меня в небольшой ступор... Наблюдать что именно происходило в медной трубке я не мог, поэтому единственное предположение следующее - в момент заполнения жидкостью все же образовался один или несколько воздушных пузырьков и замерзала не вся жидкость, а тоненькие "стеночки" на границах "воздух-жидкость". Других предположений у меня нет, делитесь своими в комментариях...

Теперь о самой дальнейшей переделке теплообменника, описанного во третьей части. Канализационная труба диаметром 50мм была заменена на трубу диаметром 110мм. По длине взял самую короткую из доступных, переходник и две заглушки. Особо схема не изменилась, кроме того, что соски внутреннего контура теперь расположились не оба сверху, а вверху и внизу - подаем горячий сверху, забираем самый холодный снизу.

Еще при создании внутреннего радиатора СВО, я пытался спаять его из медной трубки, но попытки это сделать оказались безуспешными, поэтому и было решено изготовить его из подручного материала... Поразмыслив о причинах неудач при пайке, пришел выводу, что моя ошибка заключалась в применении олова с канифолью (то, что было под рукой ночью дома) - именно канифоль и испортила весь кайф сего процесса. Купив олово без канифоли, попытался спаять радиатор для нового теплообменника - дело пошло, до этого паял только провода и т.п. (вчера пришел еще припой для алюминия - скоро тоже опишу одну переделку). В итоге получился некий "франкенштейн" :)

"Дорвался до пайки" называется - в качестве "ребер" использовал все остатки медного провода ;) Не знаю пока как припаивать, если рядом уже есть пайка - она отпаивается при нагреве. Возможно, нужно применять горелку с более узким "лучом" пламени, а не как я обыкновенную из строительного магазина. Но, это уже отдельная тема...

Четких линий прямоугольников ожидать не стоит - их тут не должно быть, так как я старался сделать так, чтобы каждая последующая точка (особенно сгибов) была выше предыдущей в обеих горизонтальных проекциях для более легкого стравливания воздуха... Ну, как получилось...

Заполняем смесью водки с салициловой кислотой внешний контур (без танцев с бубном не обошлось опять же по причине, описанной выше)... Собрал все воедино, заполнил получившийся резервуар и остальные части внутреннего контура дистиллятом... Кстати, примерно при 50% заполнении с включенной помпой внутреннего контура "разорвало" соединение трубы и переходника - не думал, что так давить будет эта мелкая помпа. На всякий случай стянул пока стяжками. В итоге, внутренний контур принял на грудь порядка 4.5 - 5 литров дистиллята. Некисло...

Не думаю, что изменение схемы подключения шлангов что-то изменит, хотя...

Итак, запуск системы и тестовый виртуальный полет, упомянутый во второй и третьей частях статьи. Температура по сравнению с результатами после предыдущей модификации упала примерно на 15 градусов, т.е. до 40-42!!! Отлично, правильной дорогой идем, товарищи! Учитывая, что предыдущие результаты были достигнуты при -37 с ветром за бортом, а на данный момент штиль и -28, то это шикарный результат, по-моему! Кстати, включение/выключение штатных вентиляторов на самой видеокарте и корпусных вентиляторов, обдувающих радиатор внутреннего контура, никаких корректировок не вносит. И еще где-то читал (не помню где), что понижение температуры GPU приводит к повышению производительности потому что не срабатывают предохранительные системы видеокарты - подтверждаю. Пусть несильно, но так и есть - штатно видеокарта грелась до 88 градусов и Afterburner показывал производительность на уровне 1720-1750МГц, после подключения СВО с радиатором температура упала до 65 градусов и производительность выросла до 1900-1950МГц, после предыдущей и данной модификации температура упала до 40 градусов и производительность достигла 1980-2050МГц. Заодно уменьшил нагрузку на электронные компоненты и, соответственно, увеличил срок службы. Неплохо!

Тестовый полет. Пять минут... Десять минут... Полет нормальный.... Однако на 15-20 минутах началось... Но об этом и последующей модификации - в следующей части!

Ставьте лайки, оставляйте комментарии, подписывайтесь на канал, присоединяйтесь в Telegram чтобы ничего не пропустить!