За долгую карьеру Iron Maiden выпустили несколько двойных концертных альбомов, начиная с классического Live After Death 1985 года. Но The Book Of Souls стал первым двойным альбомом группы с оригинальным студийным материалом - грандиозным и смелым заявлением, сделанным в эпоху, когда альбом как художественная форма отступил под натиском потоковой передачи и скачиваний.
Но ведь так было не всегда. С конца 60-х до конца 80-х некоторые из величайших альбомов, когда-либо выпущенных музыкантами всех мастей, были двойными. Прогрессивный рок в The Lamb Lies Down On Broadway группы Genesis и Tales From Topographic Oceans группы Yes; соул и фанк в Songs In The Key Of Life Стиви Уандера и двух классических дублях Принса, 1999 и Sign ‘O’ The Times; панк-рок в London Calling группы The Clash.
Элвис Пресли вернулся в 1969 году с блестящим двойным альбомом The Memphis Record. А в 1992 году у молодой рок-группы Manic Street Preachers хватило смелости дебютировать дублем - с альбомом Generation Terrorists.
В редких случаях выходили даже тройные альбомы, такие как All Things Must Pass Джорджа Харрисона или Sandinista! группы The Clash.
А сейчас разговор пойдет о двойных альбомах. Но! Никаких антологий и никаких концертных альбомов!
10 место - Брюс Спрингстин - The River (1980)
Брюс еще в 70-х начал зарабатывать себе репутацию несколько раздутой драмой своего новаторского альбома Born To Run и мощной интенсивностью последовавшего за ним Darkness On The Edge Of Town.
В начале нового десятилетия он заявил о себе ещё более убедительно с The River. «Изначально он был одинарный, - рассказывает Спрингстин. «Я уже приготовил одну пластинку к выпуску, но потом решил всё изменить, у меня было ощущение какой-то недостаточности».
Двойной альбом будет более сбалансированным. Спрингстин хотел записать песни с настроением Darkness On The Edge Of Town, но также хотел добавить больше энергичного рок-н-ролла, который, по его словам, в дальнейшем «сделал наши концертные выступления столь веселыми».
В результате в The River была куча прямолинейных рок-песен, созданных специально для сцены: The Ties That Bind, Out In The Street, Cadillac Ranch, Ramrod.
Hungry Heart стал его первым синглом в топ 10 США. Однако, глубину альбому The River добавили более философские песни. «Это была запись, в которой я впервые начал писать тексты о мужчинах и женщинах, семейных отношениях и браке». Это были темы некоторых из величайших песен, которые он когда-либо написал: Point Blank, Independence Day, Stolen Car и, самой сильной была заглавная песня альбома.
9 место - Боб Дилан - Blonde on Blonde (1966)
Blonde On Blonde, получившая признание как первая двойная студийная пластинка музыканта, стала одной из определяющих записей карьеры Дилана. По словам Дилана, это было «самое близкое для меня звучание, которое я слышу в своей голове» - то, что он описал с типичной для него поэтической метафорой, «этот звук дикой ртути».
Этим альбомом Дилан завершил переход от фолка к року, который начался с его двух альбомов 1965 года, Bringing It All Back Home и Highway 61 Revisited.
За исключением одного трека, Blonde On Blonde был записан всего за семь дней, разбитых на две сессии в Нэшвилле, при поддержке высококлассных музыкантов, таких как клавишник Эл Купер и гитарист Робби Робертсон.
Среди 14 песен есть несколько произведений, ставших классикой эпохи: I Want You, Just Like A Woman, Leopard-Skin Pill-Box Hat и типичный стоунер Rainy Day Women # 12 & 35.
8 место - The Who - Quadrophenia (1973)
Видимо, не зря их прозвали The Orrible (Ужасные). Они были одной из самых громких групп на Земле, оглушавшей и подавлявшей свою аудиторию, типичной мужской группой. Их барабанщик - абсолютно дикий человек, по сравнению с которым выходки Оззи Осборна кажутся скучными. И при этом две самые известные записи The Who представляли собой возвышенные художественные концепции, это двойные альбомы - рок-опера Tommy и Quadrophenia.
Tommy, помимо всей этой концептуальной болтовни, включал в себя просто блестящие песни, I’m Free и Pinball Wizard.
Но Quadrophenia была ещё круче, это история молодого мода по имени Джимми, написанная Питом Таунсендом в память о яркой лондонской сцене, из которой выросли The Who. В Real Me, возможно, одна из лучших басовых партий, когда-либо использованных в рок-песнях.
5:15 - гимн поколения. И грандиозный финал Love Reign O’er Me - очень эмоциональное проявление силы.
7 место - Fleetwood Mac - Tusk (1979)
Mac никак не могли превзойти Rumours - их же феномен многомиллионных продаж. Но в этом случае они объединили свой фирменный софт-рок с новой волной, идей от которой их гитарист Линдси Бэкингем нахватался в побочных проектах. Первым синглом с альбома был навороченный заглавный трек с его африканским ритмом, духовой секцией и распевным припевом.
Хитом стала и прекрасная песня Стиви Никс Sara. Странный гений Бэкингема лучше всего проиллюстрирован в неистовой That’s Enough For Me.
6 место - Electric Light Orchestra - Out of the Blue (1977)
Несмотря на разгар панк-революции, в британских чартах 1977 года доминировали Saturday Night Fever, Mull Of Kintyre и Out Of The Blue.
Лидер ELO Джефф Линн - бородатый фанат The Beatles, был именно тем 30-летним старым хиппи, которых панки собирались похоронить. По его признанию, он находился в творческом тупике, когда начал работать над этим альбомом в швейцарском горном отеле, где он провёл целых две недели. «Однажды я встал, светило солнце, и все горы были освещены, так родился Mr. Blue Sky.
В швейцарских горах Линн и создал весь свой великий опус. Альбом Out Of The Blue в избытке наполнен отличными песнями - Turn To Stone, Wild West Hero, Steppin ’Out, Sweet Is The Night. Его венцом является блестяще реализованный 18-минутный Concerto For A Rainy Day, заканчивающийся той самой чудесной песней, которая пришла к Линну солнечным утром.
5 место - The Rolling Stones - Exile on Main St. (1972)
Нет другого альбома у Stones - а возможно, и ни одного другого рок-н-ролльного альбома, - история создания которого столь пропитана фольклором и мистикой. И хотя некоторые треки были записаны в Лондоне и Лос-Анджелесе, именно во время сессий на вилле Nellcote на юге Франции родилась и мифология Exile On Main St.
Итак, летом 1971 года в подвале виллы группа писала альбом и параллельно развлекала посетителей, таких как Уильям Берроуз и Грэм Парсонс. Атмосфера декаданса насквозь пропиталась музыкой, ее свободными ритмами и пьянящем звучанием. Rocks Off задаёт тон, Кит и Мик Джаггер гармонизируют вокал в бессмертной фразе: «The sunshine bores, the daylights out of me» (Солнечный свет утомляет, дневной свет не для меня).
И прямо здесь сочиняются новые великие песни: Tumbling Dice, Loving Cup, Torn And Frayed, фирменная Happy Кита, All Down The Line и проникновенные баллады Let It Loose и Shine A Light. И все это так великолепно закручено, как никогда до сих пор не звучала рок-н-ролльная группа.
4 место - The Jimi Hendrix Experience - Electric Ladyland (1968)
Джими устроил революцию в рок-музыке в 1967 году, выпустив свой дебютный альбом Are You Experienced? В том же году он снова взорвал рок-мир космической Axis: Bold As Love. Но именно на Electric Ladyland, выпущенном в 68-м, величайший гитарист всех времен достиг своего творческого пика. Формат двойного альбома дал ему место для таких длительных, глубоких импровизационных джемов, как 15-минутная Voodoo Child и 13-минутная 1983 (A Merman I Should Turn To Be).
Здесь также его самая заводная песня Crosstown Traffic; одна из его самых красивых, Burning Of The Midnight Lamp; и потрясающий кавер песни Боба Дилана All Along The Watchtower, который настолько лучше оригинала и так радикально от него отличается, будто Джими, по словам одного критика, перенес песню «на Венеру и обратно».
3 место - Pink Floyd - The Wall (1980)
Ни одна рок-звезда мирового уровня никогда не обнажала свою душу так, как Роджер Уотерс со своей «Стеной». В 1977 году во время концерта Pink Floyd на Олимпийском стадионе в Монреале Уотерс был настолько разозлен шумными фанатами, что плюнул в одного из них. The Wall - это его размышления о культурном, физическом и духовном разделении между группой и аудиторией. Его чувство изоляции подпитывалось болью потери отца в юности и его давним антагонизмом по отношению к любым авторитетам.
Чтобы выразить все это, необходим был двойной альбом. Вместе с продюсером Бобом Эзрином, его ключевым соавтором в построении повествования вокруг персонажа по имени Пинк, Уотерс создал эту полуавтобиографическую экзистенциалистскую рок-оперу - исследование отчуждения, которое, по иронии судьбы, стало одним из величайших альбомов всех времен. Another Brick In The Wall (Part 2) стал синглом номер один в Британии, а Comfortably Numb - с основным вокалом Дэвида Гилмора и его величайшим гитарным соло - стандартом классического рока.
2 место - The Beatles - The Beatles (1968)
Ни один альбом в истории рок-н-ролла не был так ужасно испорчен, как тот, который известен как The White Album. На протяжении почти пятидесяти лет он был неразрывно связан с историей убийств, совершенных в 1969 году последователями Чарльза Мэнсона, безумного лидера культа, который интерпретировал песни Helter Skelter и Piggies из альбома, как признаки надвигающейся межрасовой войны. Американский комик Сэм Кинисон, записавший альбом Louder Than Hell в 1986 году, высказал реальную истину о Мэнсоне и The White Album: «При чём тут альбом? Ты был под кислотой, Мэнсон! Ты получил бы точно такое же послание от группы The Monkess, придурок!»
Но, для любого здравомыслящего человека «Белый альбом» - просто супер пластинка. The Beatles были уже на грани распада, когда писали его. Постоянное присутствие Йоко Оно с Джоном Ленноном на сессиях усиливало напряжение между Джоном и Полом Маккартни. В какой-то момент во время записи Ринго Старр покинул группу. И все же в этом хаосе они объединили четыре стороны блестящей и изобретательной музыки. Там было много всего: эксцентричная Revolution 9, бесшабашная Rocky Raccoon. Но краеугольными камнями альбома стали одни из величайших песен группы The Beatles: Dear Prudence и Happiness Is A Warm Gun Леннона; Blackbird, Mother Nature’s Son и Helter Skelter Маккартни; While My Guitar Gently Weeps Джорджа Харрисона; и, возможно, лучшее, что когда-либо писал Ринго, - Good Night.
1 место - Led Zeppelin - Physical Graffiti (1975)
От величайшей рок-группы - величайший двойной альбом. Альбомы Led Zeppelin всегда были красиво аранжированы, особенно Physical Graffiti, где новые песни смешались с архивным материалом в единое целое, которое прекрасно иллюстрирует широту и глубину музыки Zeppelin. Как сказал Джимми Пейдж о Physical Graffiti: «Он преподносит все новые цвета и текстуры. Как и во всех наших альбомах, было важно, чтобы все было именно так».
В самый эпический альбом группы входит и их самый эпический трек Kashmir и другие монументальные произведения - In My Time Of Dying и In The Light. Пейдж вытащил из хранилищ несколько блестящих треков, которые не вошли в предыдущие записи: отрывки для Led Zeppelin IV в Night Flight и Boogie With Stu, названной в честь приглашенного «шестого роллинг стоуна» Иэна Стюарта. Также из сессий Houses Of The Holy - потерянный заглавный трек этого альбома и грубая Black Country Woman, записанная на открытом воздухе под звук пролетающего над головами самолета.
Возможности Physical Graffiti бесконечны: от звонкого хард-рока Custard Pie до фанка в стиле Стиви Уандера Trampled Under Foot и прекрасного акустического фолка Bon-Yr-Aur и далее до Kashmir. В конечном счете, если Led Zeppelin IV - окончательный альбом группы, то Physical Graffiti - просто лучший.