Деньги — это часть нашей реальности, и от полученных навыков обращения с ними, ребёнок во взрослой жизни обретает те принципы, которые помогут ему правильно распоряжаться капиталом.
Пожалуй, нет универсальных правил о том, когда нужно знакомить ребёнка с финансовой грамотностью и в каком объёме, но, по моему убеждению, чем раньше, тем лучше. Объясню свою точку зрения. Довольно часто можно увидеть в магазине картину, когда карапуз бьётся в истерике, шантажируя родителей на покупку чего-либо (как правило, не совсем и необходимого). Ладно, когда взрослые могут позволить себе необоснованные траты, но если в семье бюджет не рассчитан на это? Перед походом в магазин, мы с ребёнком договариваемся заранее о конкретных покупках, при этом, если он начинает просить сверх оговоренного, тогда ему предлагается вариант на выбор — либо то, либо это.
Кроме этого, я считаю, что недопустимо обманывать детей, обещая купить желаемую вещь как-нибудь потом, заранее понимая, что этого сделано не будет по разным причинам — очень дорого, либо жалко потратить средства на очередную «безделицу» ради минутного удовольствия.
Поэтому объяснять ценность денег в нашей семье мы начали давно. Ребёнок понимает, что финансы не падают с неба и не выкапываются на поле чудес, а зарабатываются.
На прошлый новый год нам подарили копилку и он попросил её для себя. Это оказалось большим подспорьем в плане осознания им своей финансовой самостоятельности. Конечно, в 4 года сложно придумать для ребёнка задание, которое может быть оплачено, не в ущерб его прямым обязанностям. Так как «платить» за то, что сходит в детский сад или съест суп, может обернуться потом боком, поэтому каждый член семьи периодически пополнял его состояние, как правило, раз в неделю (своего рода подготовка к карманным деньгам). Интересно было наблюдать, когда он перебирал своё богатство и рассуждал, на что можно его потратить. В итоге копил целый год (хотя, если быть честной, пару раз порывался потратить побыстрее). К тому моменту, когда копилку решено было освободить, увлекался в интернете одной игрой, а там, как правило, за дополнительные бонусы просят деньги. Поэтому решили с мужем оформить карточку, специально привязанную к детскому планшету. Все накопленные средства (порядка 700 р) положили на неё, чтобы он сам мог распорядиться на покупки по своему усмотрению, но заранее предупредили, чтобы тратил небольшие суммы. В общем, «спустил» он их за 5 минут. На просьбу положить ещё денег, получил отрицательный ответ, потому что моей целью является внушить ему, что существует понятие ценности и обоснованности трат.
Как вариант знакомства с миром финансов могу предложить приобрести игрушечные деньги. Изначально, с них мы и начинали. Был один момент, когда ходили с ним на платные занятия, так мой ребёнок заявил, что расплатится сам (отвалил, правда сразу пятитысячную детскую купюру). Так вот, в процессе его поведения, мне видно, на что следует обращать внимание, и что конкретно объяснять уже на примере, а не на словах, - сколько стоит, когда следует платить и так далее.
Умение обращаться с деньгами — один из ключевых навыков в современном мире, поэтому рано или поздно, но следует постараться донести до ребёнка нюансы в этом вопросе, ведь мы все хотим видеть своих детей успешными и независимыми личностями. А как считаете вы?
Спасибо, что прочитали до конца. Желаю всем финансового благополучия и стабильного дохода!
Обращаю ваше внимание и на другие мои статьи: