13 августа 2021 г. исполнилось ровно 500 лет с момента падения Теночтитлана – самого крупного города центральной Америки, столицы Империи ацтеков. Каким же образом горстка конкистадоров во главе с Эрнандо Кортесом покорили огромное государство с 15-миллионным населением? В одной только столице – Теночтитлане проживало около 200 тыс. человек. С Кортесом же пришло не более шестисот испанцев.
Еще со школьной скамьи я прочитал немало книг на эту тему. Чего там только не писалось. И о том, что индейцы приняли белых бородатых европейцев за богов. И о том, что индейцы смертельно боялись огнестрельного оружия и относились к конкистадорам, как к повелителям грома и молнии. И о том, что индейцы никогда не видели лошадей и восприняли всадников на лошадях, как чудовищных монстров-кентавров.
Но все эти пассажи почему-то не убеждали меня. Да, индейцы могли поначалу принимать испанцев за небожителей. Но только до первой схватки и до первого пролития крови. А, убедившись, что у «бородатых богов» такая же кровь, что и у них, и они точно так же могут быть убиты, ацтеки быстро поняли, что имеют дело с обычными людьми, а не с божествами. Огнестрельное оружие, действительно, поначалу напугало индейцев. Но со временем они привыкли к нему. К тому же запасы пороха у отряда Кортеса были далеко не бесконечными, и его пришлось экономить, стреляя всё реже. Ну, и конечно, индейцы, которые были знакомы с домашними ламами, достаточно быстро догадались, что лошадь – это такая лама с широкой спиной, на которую можно залезть и ехать верхом.
Надо понимать, что ацтеки, создавшие сильное централизованное государство, способные возводить города на 200 тысяч жителей – это далеко не папуасы из джунглей, которых можно покорить с помощью одного выстрела из пушки. Чем же тогда объяснить невероятный успех Кортеса?
Изучив внимательно все доступные материалы, я пришел к следующим выводам.
Первое – это личность самого Кортеса. Советские школьные учебники, по которым я учился, характеризовали его, как жестокого и тупого солдафона. В реальности же всё обстояло несколько иначе. Единственный сын в небогатой дворянской семье, он 2 года изучал право в Университете Саламанки, старейшем в Испании. Кортес свободно владел латинским языком, умел сочинять стихи и прозу. Однако, карьере юриста предпочел военную и в 1504 г. оказался в Новом Свете.
Здесь его карьера пошла в гору, но честолюбивый Кортес мечтал о большем и стал готовиться к экспедиции в Мексику. На снаряжение этой экспедиции Кортес потратил всё своё состояние, заложил все имения и продал рабов, а также залез в долги. То есть поставил на карту буквально всё. При этом, в составе его отряда были лишь 508 пехотинцев, 16 конных рыцарей (привет авторам теории о всадниках-кентаврах), 32 арбалетчика, 13 аркебузеров и 100 матросов. Они разместились на 11 кораблях.
Причем, уже на материке, когда Кортес принял окончательное решение о походе на Теночтитлан, он приказал сжечь все корабли, чтобы никто даже не помышлял о возможности повернуть назад. Всё это говорит о нем, как о человеке исключительной воли и харизмы.
Но даже все волевые качества Кортеса не помогли бы ему покорить ацтеков, если бы не другая причина – ненависть к ацтекам со стороны многих окружающих племен и народов. Покоренные народы не только платили ацтекам обильную дань продовольствием и другими товарами. Религия ацтеков требовала от них постоянного совершения жертвоприношений своим богам, и ацтеки регулярно захватывали в больших количествах представителей соседних народов, чтобы торжественно приносить их в жертву в своих храмах. Как только Кортес понял это, он решил сыграть на этих обстоятельствах и объявил себя освободителем местных народов от ига ацтеков. И это прекрасно сработало!
В первый поход на Теночтитлан с отрядом Кортеса выступило 10 000 его новых индейских союзников. Цифра солидная, но даже она не гарантировала Кортесу победу. К несчастью для ацтеков, у Кортеса нашлись и другие союзники, и именно они помогли переломить исход борьбы в его пользу.
После первого отступления Кортеса из Теночтитлана (так называемая «Ночь печали»), его отряд потерял несколько сотен человек убитыми, всю артиллерию и награбленное золото. Инициатива перешла в сторону ацтеков. Но добить Кортеса и его войско у них не получилось.
Вмешалась третья могущественная сила. Практически всё население Теночтитлана поразила эпидемия оспы. Индейцы, ранее не знавшие оспы, и не имевшие от нее никакого иммунитета, погибали массово и быстро. Вот как описывал происходящее один из немногих выживших: «Эпидемия бушевала 70 дней, поразила весь город и убила огромное количество наших людей. Язвы вспыхивали на наших лицах, груди, животах; мы были покрыты язвами, приносящих мучения, с головы до ног». Погибло более половины населения города. А всего эпидемия оспы, начавшаяся в 1520 году, погубила около 8 миллионов индейцев, как видно из приведенной диаграммы.
Тем временем, к Кортесу прибыло подкрепление с Кубы, и с новыми силами, включая армию со 150 тысячами новых индейских союзников он вновь осадил Теночтитлан, в котором после эпидемии оставалось гораздо меньше народа. Ацтеки отчаянно сопротивлялись, но после 80 дней боёв Теночтитлан пал. Империя ацтеков прекратила своё существование.
Кортес не смог бы одержать победы без помощи своих союзников – индейских племен, ненавидящих ацтеков, и всемогущей оспы.
Через 24 года покоренных ацтеков, как и другие индейские племена, ожидало новое испытание – гораздо более страшная эпидемия паратифа С или «кишечной лихорадки», которая выкосит 80% индейского населения Центральной Америки (около 15 миллионов человек). На освободившиеся земли можно было спокойно заселять испанцев и завозить рабов из Африки.
Если вам понравилась статья, не забудьте подписаться на канал. Здесь будет еще немало интересного.