Найти тему
Военная история

"Камикадзе в небе!" или последний полет "Священного ветра"

Оглавление

«Камикадзе!» — это слово заставляло американских матросов со страхом всматриваться в облака, беспомощно бегать по палубе, прячась за надстройками и даже прыгать за борт… Почему же японские смертники вселяли такой ужас и стоило ли вообще их боятся? – начнем по порядку.

История возникновения

Вдохновленное успехами первых месяцев войны с Соединенными Штатами, японское командование, как и командование вермахта на восточном фронте, рассчитывало на скорую победу и недооценивало военный потенциал своего противника. Штаты, в свою очередь, используя огромные индустриальные мощности, обилие природных ресурсов и осваивая все новые и новые технологии, с каждым днем склоняли чашу весов противостояния в свою пользу.

И вот, 4 июня 1942 года наступает коренной перелом этого самого противостояния — в битве у атолла Мидуэй янки наносят первое тяжелейшее поражение Императорскому флоту. У Японии практически не осталось тяжёлых авианосцев. Нехватка опытных пилотов, топлива и различных ресурсов проявлялась все более явно. А американцы со своими союзниками, используя технологически превосходящие корабли и самолеты, все ближе подбирались к Японским берегам, выигрывая практически все боестолкновения.

15 июля 1944 года войска США овладели японскими военно-морскими базами на острове Сайпан. Используя эти аэродромы, американские дальние бомбардировщики могли наносить бомбовые удары непосредственно по Японии. Дела у американцев шли очень даже неплохо, и следующим в списке целей США стали Филиппины.

17 октября 1944 года американцы высаживаются вблизи Филиппин, на маленьком островке Лейте, начинается самая крупная в современной мировой истории морская битва — сражение в заливе Лейте.

Камикадзе таранит военный корабль США
Камикадзе таранит военный корабль США

Японская военно-морская группировка значительно уступала в численности своему противнику. И особо ярко этот перевес состоял в авиации. На практически 1500 американских самолётов приходилось лишь 200 японских. К примеру, в Первом воздушном флоте военно-морских сил Японии в строю оставался лишь 41 самолет. Задача поддержки этим флотом всех атакующих японских кораблей была попусту невыполнима.

И вот тогда-то, 19 октября 1944-ого, Командующий Первым воздушным вице-адмирал Такидзиро Ониси предложил сформировать специальный ударный отряд лётчиков-камикадзе, после чего за ним закрепилось прозвище «отец камикадзе».

Слово "камикадзе" в переводе на русский означает — «божественный ветер», так японцы называли тайфун, который дважды уничтожал огромные армады монголов в 1274 и 1281 годах, шедшие покорить Японию.

Со стороны может показаться, что Ониси решил гарантировано избавиться от остатка своих самолетов, и эта мысль будет правильная, но только отчасти... Все дело в том, что при боестолкновениях на море, авиация является практически расходным материалом из-за огромных безвозвратных потерь самолетов и пилотов... он просто решил, что, если его воздушный флот в этой битве в любом случае прекратит свое существование, почему бы не использовать эти потери с максимальной пользой?

Mitsubishi A6M Zero японский палубный истребитель, на таких самолетах камикадзе совершили огромное количество атак
Mitsubishi A6M Zero японский палубный истребитель, на таких самолетах камикадзе совершили огромное количество атак

Ну, а вторая причина того, что такая тактика казалась очень перспективной (как бы это не было иронично), является острый дефицит хороших пилотов, ведь чтобы попасть в корабль авиабомбой или торпедой, летчику нужно иметь довольно большой багаж знаний, умений и опыта, а чтобы просто врезаться в него, хватало и двухмесячных ускоренных курсов. Таким образом, практически любой храбрый японский школьник в перспективе мог стать воином "священного ветра" и на века прославить свой род.

Главной же отличительной чертой камикадзе от обычного летчика являлось то, что обычный пилот всегда, даже в самых сложных ситуациях, имел шанс выжить и вернуться с войны домой. А миссия камикадзе всегда сводилась к одному — погибнуть за родину!

Боевое применение

Первая атака отряда камикадзе произошла 21 октября 1944 года. Под удар попал флагман австралийского флота, тяжёлый крейсер «Австралия».

Самолёт, вооруженный 200 килограммовой бомбой, протаранил палубные надстройки крейсера. К счастью австралийцев, бомба не взорвалась, но погибли 30 военнослужащих, включая капитана корабля. А через четыре дня «Австралия» получила ещё одно попадание, после которого корабль был вынужден отправиться на ремонт.

Устав предписывал пилотам улыбаться на прощальном фото
Устав предписывал пилотам улыбаться на прощальном фото

25 октября 1944 года отряд камикадзе во главе с Юкио Сэки произвел самую удачную "банзай атаку" американского авианесущего соединения. Потеряв всего 17 самолетов, японцам удалось утопить один и надолго вывести из строя шесть авианосцев противника. Этот подвиг сразу же раскрутила японская пропаганда, в разы увеличив потери врага, превознося японских пилотов в ранг спасителей нации и божеств. А японское командование высоко оценив возможности новой военной доктрины, принялось за повсеместное создание подобных отрядов (тем более, что благодаря своеобразному японскому менталитету, религии и все еще чтимым традициям бусидо, от желающих стать камикадзе не было отбоя).

Расширение программы привело к созданию новых видов вооружения, таких как:

«Йокосука MXY7 Ока» — пилотируемая крылатая бомба;

«Кайтэн» — мини-подводная лодка начиненная взрывчаткой (пилотируемая торпеда).

Использовались легкие быстроходные катера, начинённые взрывчатыми веществами. А иногда, на американские аэродромы, на парашютах, сбрасывался японский камикадзе-десант. Спустившись на землю, такие десантники подбегали к самолётам в ангарах или на взлетной полосе и производили самоподрыв взрывным устройством, закрепленным на туловище.

«Йокосука MXY7 Ока» - "Цветок сакуры"  самолет-снаряд камикадзе
«Йокосука MXY7 Ока» - "Цветок сакуры" самолет-снаряд камикадзе

Итоги

Всего же за время применения тактики "камикадзе", в свой последний полет отправилось около трех с половиной тысяч летчиков. Но большая их часть, по тем или иным причинам не добивалась успеха. Основными причинами неудач являлись: частые поломки техники; уничтожение истребителями противника на подлете к цели; сбивание камикадзе средствами ПВО; банальные промахи по цели, из-за слабой летной подготовки пилотов. По данным американцев, лишь 10% атак камикадзе наносили потери и повреждения флоту США.

Потери американского флота составили:

по японским данным 81 потопленный и 195 поврежденный корабль, уничтожено огромное количество самолетов авианосного и наземного базирования;

по американским данным потери кораблей составили 34 потопленных и 288 повреждённых.

Действительно, камикадзе были грозным оружием, ведь данным по статистике ВМС США, 68 % случаев боевого травматизма различной степени тяжести среди личного состава флота (не считая погибших) приходилось на последствия контакта с камикадзе, и только лишь 32 % составляли все остальные причины. Плюс к этому, необходимо добавить огромный психологический эффект от подобных атак.

С честью погибнуть за императора и свою страну - было высшей целью для многих жителей страны «восходящего солнца» того времени. Для японцев камикадзе были больше, чем герои, о них молились в храмах, как о святых, а их родственники сразу становились самыми уважаемыми людьми у себя в городе.

-5

Высказывайте свое мнение в комментариях...

Если статья оказалась полезной, буду очень признателен за лайк, подписку или репост...

#камикадзе #история #война #самолеты #флот