Найти тему

Регулирование финансовых рынков США и Европы. Недостатки регуляторов стран СНГ

Развитие финансовых рынков позитивно влияет на рост мировой экономики и каждого государства в отдельности. Предприятиям и компаниям ненужно полагаться лишь на государственное финансирование или на получение банковского кредита. Сегодня рынок ценных бумаг является источником больших, а главное постоянных, ресурсов для большого количества компаний разных отраслей. Так же важными фактором является самораспределение денежных средств между секторами экономики в зависимости от сложившейся ситуации на финансовом рынке.
Для цивилизованных рыночных отношений изначально необходим механизм, который смог бы урегулировать поведение компаний и государств на финансовых рынках. Стоит отметить, что в странах СНГ практически отсутствует нормальное регулирование финансовых рынков, что в свою очередь, не позволяет в должной мере вводить рычаги влияния на отношения субъектов рынка. А ведь роль финансовых рынков вряд ли можно переоценить. Они качественно аккумулируют свободные средства инвесторов, способствуют формированию цены на товары и услуги в рыночной экономике посредствам здоровой конкуренции, правильному соотношению спроса и предложения, активизируют финансовые и экономические процессы.
В западных странах, таких как США и государств Еврозоны политика в сфере регулирования финансовых рынков очень отличается от практики в странах СНГ. Можно сказать, что это две абсолютно разные модели, при этом, модель регулирования
в странах СНГ значительно отстает.
В развитых странах роль регулятора на финансовых рынках тонко связана с различными саморегулирующими организациями. При этом такие организации выполняют объем основных функций контроля на рынке, но государство оставляет за собой право вмешаться в ход событий на рынке в любой момент. В Западных странах основными регуляторами выступают комиссии по ценным бумагам. Иногда вместе с ними работает Министерство финансов. Например, в таких странах как Австрия и Германия роль регулятора на фондовом рынке взял на себя Центральный банк страны.
В США контроль над допуском участников фондового рынка (юридических и физических лиц) принадлежит Комиссии по ценным бумагам. Этой организации принадлежит подавляющее большинство полномочий регулятора финансового рынка, среди которых: лицензирование отдельных сфер деятельности, регистрация акционеров и депозиторов, дилинговых компаний и брокеров. Кстати, свободного доступа к фондовому рынку США банковские учреждения не имеют. Выход на рынок им обеспечивают лишь брокерские компании. Важнейшую роль регулятора рынка в США имеют несколько организаций – это NASD и NFA. Подчиняться этим компаниям участники рынка не обязаны, но в случае, если от этих организаций к какому-либо участнику рынка последуют претензии, некое негативное воздействие все же произойдет. Помимо непосредственного государственного регулирования важными его участниками являются крупные игроки, такие как ПИФы и страховые компании. Владея огромными финансовыми ресурсами, они во многом самостоятельно определяют ситуацию с ценами.
В отличие от США, в Европейских государствах основными игроками на финансовых рынках выступают коммерческие банки. Мало того, они сами могут осуществлять брокерскую деятельность, и совершать сделки от имени клиента.
В странах СНГ к основным причинам несовершенства способов регулирования финансовых рынков можно отнести не так саму законодательную базу, сколько не должное исполнение со стороны участников рынка. Проще говоря, инвесторы сами не всегда следуют законам, что часто сходит им с рук за счет разного рода инструментов влияния (коррупция, взяточничество). Так же к недостаткам стоит отнести чрезмерную долговую нагрузку рынков. Практически в каждой стране постсоветского пространства существуют довольно большая зависимость от нерезидентов и внешних долгов.
Идеальной модели регулирования рынка не существует. Самая оптимальная включает в себя гармоничное объединение полномочий между государством и саморегулирующими компаниями. Ведь для успешного регулирования рынка нужно учитывать очень много тонкостей, присущих некоторым государствам, среди которых: объем капитала, менталитет участников, развитие финансовой системы государства, доверие со стороны инвесторов ко всем регулирующим органам, как государственным, так и самостоятельно сформированным.
Самым здравым решением для успешного регулирования финансовых рынков в перспективе будет грамотное соотношение как государственных контролирующих органов, так и объединений профессиональных инвесторов.