1. «Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Фил. 2; 21).
2. Любит Павел выспренние фразы. Даже с ближайшим смыслом готов не считаться, лишь дай высказаться хотя бы поверхностно «красно». Это выдаёт в нём человека формирующейся, но отнюдь не сформировавшейся ещё риторической культуры. Ибо в случае, когда риторическая культура сформирована, автор столь же обращает внимание на смысл, сколь и на его словесное выражение.
Смерть случается только с жизнью. Поэтому если смерть для Павла не утрата, а приобретение, то таким приобретением для него явится смерть Христа, введь Христос для Павла — жизнь. И если Павел жаждет приобретений, он жаждет и смерти Христа.
3. Как ни парадоксально, но именно со смертью Христа расцвёл организаторский и писательский талант Павла. Раньше он был Савлом, жестоким гонителем христиан. Так что по зрелом размышлении, может, он не только риторически чеканно и безжалостно выразителен, но и смыслу выражаемому не слишком перечит. Смерть Иисуса Христа, действительно, была для Павла хорошим приобретением, пополнила и активизировала его духовный капитал. Хотя выражение такого смысла и предельно цинично.
2021.02.17.