Найти тему

«Город Брежнев»: подростковый роман или энциклопедия 80-х?

552 прочитали
Фото взято с сайта joker.ykt.ru
Фото взято с сайта joker.ykt.ru

История 14-летнего Артура Вафина разворачивается на фоне строительства и развития города Набережные Челны. В начале – середине 80-х город вправду назывался Брежнев.

Примерно так выглядели Челны тех лет. Фото из открытых источников
Примерно так выглядели Челны тех лет. Фото из открытых источников

Артур отдыхает в лагере «Юный литейщик», восхищается вожатым-афганцем Витальтоличем, который учит ребят запрещенному каратэ, участвует в разборках тс пацанами из других районов (или «комплексов»), переживает первое чувство и предательство. И даже совершает убийство.

Речь о непреднамеренном убийстве крайне неприятного героя – «за дело». Никто о случившемся не узнаёт. Кроме отца и Витальтолича, который уже никому ничего не расскажет.

Меня как читателя подхватило и повело – хотелось узнать, что дальше. И так все 700 (!) страниц. Не скажу, что на одном дыхании. Слишком нудные заседания на заводе КамАЗ, где работает отец Артура Вазых, или в комиссии по делам несовершеннолетних, куда включили его маму Лору.

Про язык и атмосферу романа разговор особый. Речь подростков («родаки», «кайфануть», «маде ин не наша») сочетается с татарскими выражениями вроде «сомнения бар?» («а ты сомневаешься?»). Или совсем безобидным «кытыр-кытыр» – это всего лишь пригоревшие пенки от жареной картошки. Ребята слушают записи «Кисс», «Пинк Флойд» и «Дип Папл» (так в книге – авт.), как и взрослые, боятся войны с Америкой и заговора против Андропова, а чтобы было удобнее «махаться», переодеваются в драповые штаны и «теляги». Молодежная энциклопедия 80-х с национальным колоритом!

Фото взято с сайта joker.ykt.ru
История 14-летнего Артура Вафина разворачивается на фоне строительства и развития города Набережные Челны. В начале – середине 80-х город вправду назывался Брежнев.-3

Но событийная сторона романа при этом слегка «поехала», а героям, как показалось, не хватило завершенности. Цельности.

Сюжетные линии не прорисованы до конца – например, взаимоотношения Анжелы и Артура. Или Витальтолич – Марина Михайловна. Да и вообще противоречивый он, этот подростковый кумир: благородный, а предает отца Артура. Потом мстит его семье, потом в нем вроде как просыпается совесть… Или просто многогранный?

Беда, в которую попадают Вафины, сближает их. Есть надежда, что все в семье наладится.

«Пообещай мне, что больше никого и никогда», – просит отец, когда узнает, что сын убил человека. Артур обещает. А в заключение размышляет:

«Мой дом, мой комплекс, пацаны, Танька, мой город Брежнев. Я не знаю, как им служить, зато знаю, что буду их защищать. Как угодно, от кого угодно. От других городов, других пацанов, других комплексов, домов, чужих братьев, мам и пап.

Или сдохну.

Несправедливо, конечно, что сдыхать мне можно, а убивать нельзя.

Но мы, наверное, что-нибудь придумаем».

Концовка спорная и тревожная. Вам так не кажется?