Многие из нас уважительно и с любовью относятся к чешским трамваям. В каких-то городах они еще служат, в других уже ушли с маршрутов, в третьих уже и трамвай стал достоянием истории. Но «Татру» любят многие. Эти трамваи многих сопровождали с детства и до зрелости, ведь работали они в СССР с 1957 года (Т-1 Ростов-на-Дону), а поставка знаменитых Т-3 началась с 1963 года.
Это сейчас при перевозке трамваев практически отказались в России от услуг железнодорожного транспорта, перейдя на автотранспорт, даже из Москвы во Владивосток трамваи везли на автомобилях. А в те времена, да даже еще лет 10 назад трамваи было принято перевозить железнодорожным транспортом, на платформах. Было так и во времена СССР. От Праги до места назначения их везли на платформах в составе грузовых поездов. Так как колея в Чехословакии была 1435 мм против 1520 в СССР, то в Закарпатской области Украины трамваи перегружали с платформ чехословацких железных дорог на платформы железных дорог СССР. До сих пор на станции Чоп, Мукачево, между станциями Чоп и Мукачево находится немало перегрузочных терминалов, где грузы с вагонов колеи 1435 мм перегружаются на вагоны колеи 1520 мм и наоборот. Мощные краны на рельсовом ходу позволяли переставлять технику без особых проблем.
Вот эти, груженные трамваями платформы я и видел в составе железнодорожных грузовых поездов, как когда жил в Закарпатье, так и когда уже жил в ЧССР и мы ехали в отпуск в СССР или обратно. Обычно в составе было несколько вагонов с трамваями или даже десяток и более, но иногда проходил состав, в котором была всего одна платформа, груженная трамваем. Когда я жил в Закарпатье это были еще трехдверные вагоны Т-3, помню, как через переезд проходил состав, в который было включено немало платформ, на которых стояли «Татры». Уже, когда жил в ЧССР видел, как в СССР везли вагоны модели Т-6В5 (или как тогда их называл Т-3М), а также встречались трамваи КТ-4СУ. Первый грузовой состав, в который была включена платформа с трамваем, мне попался еще в районе Львова, а вот в Чопе или перед Чопом было «раздолье» - целые составы с трамваями в виде груза. Кстати, вполне могло быть так, что среди этих трамваев были вагоны, предназначенные и для Тулы, а также Орла, Курска, Киева – это те города, где я видел или ездил на вагонах модели Т-6В5.
Помимо трамваев встречались мне поезда, которые везли в СССР чешские троллейбусы, в том числе и гармошки «Шкода-15Тр», венгерские «Икарусы» разных видов, грузовые автомобили «Татра» и прочее. Встречалась мне и импортируемая СССР железнодорожная техника – дизель-поезда Д1, пассажирские вагоны «Аммендорф»,в том числе в 1987 году серебристого цвета (куда они пошли, почему не были зелеными?), электровозы «Шкода» (вот не запомнил ЧС7 или ЧС8).
Практически вся эта техника, за исключением «Икарусов», в Закарпатье не работала, так что было интересно, да и не было ее и тех городах Чехии и Словакии, в которых я жил. А вот для кого предназначались серебристые Аммендорфы для меня загадка, на какие дороги они поступили, в состав каких поездов были включены. Их было немало, целые сплотки в районе ст. Мукачево-товарное (ныне о.п. Перевалочная база), был это 1987 год. Память уже детали стерла, может они были серебристые с какими-то полосами, но разительное отличие от стандартных зеленых вагонов запомнил. Встречал ли кто такие на сети МПС СССР в конце 80-х?
Канал «ПАНТОГРАФ». Фото из свободного доступа сети "Интернет".
Другие материалы канала по теме городского транспорта:
Гибрид "Татры" Т-3 и Т-6В5 - такой вагон единственный на свете
Водоплавающие трамваи
Немного фотографий тульского городского транспорта от 2019 года