Наверняка большая часть тех, кто готов ответить на этот вопрос, вспомнят прежде всего конвейер Форда. Однако Форд лишь эффективно внедрил этот принцип, создав поточное производство, обошедшее конкурентов из Олдсмобил. Первые принципы конвейерного производства оказываются весьма древними.
Скорее всего впервые принцип конвейера использовали даже не ранние мануфактуры и не цеха с разделением труда. Судя по тому, что мы знаем, стандартизация и поточная сборка были известны уже в Карфагене.
О Карфагене знают в основном из школьного курса истории Древнего Мира в связи с Пуническими войнами, которые вел с ним Рим. Пунические войны – первая масштабная война за гегемонию в европейской истории. Рим победил и уничтожил соперника до основания. От той цивилизации осталось немного артефактов и свидетельств, так что может показаться, Карфаген – это какой-то незначительный эпизод древней истории.
Однако это не так: Карфаген был могущественной торговой империей, которая имела все шансы стать доминирующей в регионе. Вполне возможно, что, победив Рим, пунийцы превратили бы Средиземное море во внутреннее. Но самое необычное – это то, что Карфаген был технически продвинутой цивилизацией, задолго до европейцев внедрившей конвейерное производство.
В истории Пунических войн есть загадочный эпизод. После поражения на море сперва в битве при Милах, а затем и полного разгрома в битве при Эгатских островах Карфаген в кратчайшие сроки восстановил свой флот. Но как это возможно?
Не существует прямых свидетельств, но самым логичным и реалистичным объяснением может быть только особо эффективная система производства, которая строится на разделении труда. Корабль – это штучный товар, состоящий из множества деталей. Плюс к тому количество мест на любой верфи ограничено. Корабль, а тем более качественный и большой военный корабль (например, квинквирема) строился долго и обычно по методу «от скелета к обшивке». У римлян было много своих и подчиненных городов: они могли задействовать одновременно много верфей, но такого преимущества Карфаген не имел. При таком подходе процесс нельзя ускорить: труд рабов не годится, т.к. нужны профессиональные мастера, нереалистичен вариант и с круглосуточными работами (работа с деревом при свете фонарей и факелов крайне пожароопасна и грозит разрушить все плоды труда разом).
Следовательно, карфагеняне изобрели иную систему: детали производились в разных местах, а затем привозились и собирались конвейерным способов. Каждый производитель специализировался на одном/нескольких элементах, что повышало результативность. И здесь возникает еще один нюанс: чтобы это всё потом собрать в один корабль (причем довольно качественный) нужны стандарты – типовые чертежи, технологии и измерители. Наличие типовых деталей позволяло многое: например, заранее заготовить часть деталей или быстро разобрать корабль, перевезти его и собрать в новом месте.
Но самое главное – это конечно, сборка наоборот «от обшивки корпуса к внутренним ребрам», которая по мнению специалистов дала выигрыш в скорости до 30% (стоит помнить, что корабли воевали, тараня друг друга, поэтому скорость самая главная характеристика того времени).
Считается, что стандартизация в области измерений и производства – это 18-19 век. Одним из пионеров такого подхода считается американец Эли Уитли. А конвейерная сборка сложного транспортного средства (автомобиля) – это 1901 год (компания Олдсмобил). На деле у Олдсмобил вместо единой линии были специальные тачки, на которых детали перевозили от пункта к пункту. Карфаген, однако, при необходимости мог задействовать подобные технологии организации еще до нашей эры.
Римляне также старались не отставать от своих соперников. Согласно историческим сведениям они захватили пунийскую квинквирему, разобрали ее на части и сделали несколько десятков копий, чтобы понять технологию сборки. В результате они также освоили серийную технологию производства кораблей. Флот консула Дуилия был построен где-то за два месяца, а это около 120 кораблей, правда в основном легких. Кстати, в отличие от искусных карфагенян, римляне не заботились о качестве – корабли строились из сырого леса и через пару месяцев рассыхались и разваливались, но этого хватало, чтобы принять участие в боях.
Технологии, увы, не помогли Карфагену – им противостояла одна из самых эффективных военных машин в истории человечества. По сути и Рим, и Карфаген не были искушены в мореплавании, их триремы – это хоть и усовершенствованные но весельные лодки; ничего хотя бы похожего на средневековый когг, а тем более европейский фрегат – они создать не смогли. На воде и те, и другие воевали числом. А вот что касается наземной армии, то легион был более эффективен пестрой армии карфагенян, частично состоящей из наемников. Кроме того, римляне умели учиться у врагов: поражения от Ганнибала их многому научили. Кстати, на море пунийцы предпочитали тактику тарана, заимствованную у греков, римляне же больше уповали на свои войска, поэтому специально для абордажа изобрели штурмовой трап под названием «ворон».
Даже на фоне развитых технологий Карфагена римская цивилизация оказалась более совершенной и в социальных, и в инженерных технологиях.