Найти в Дзене
Записки КОМИвояжёра

Почему реформатор Пётр І в народе прослыл антихристом?

Петр I , величайший из российских монархов, с точки зрения подданных, был настоящим бедствием. Да, проведены реформы, построены города, одержаны победы, но были обнищавшие крестьяне, бесконечные поборы, каторжная работа, воспринимаемая как бессмысленная, и всё это накладывалось на те черты личности, которые привели к общему мнению: этот царь – антихрист!

Прежде всего, пугали при­падки страха и гнева, когда он явно переставал себя контро­лировать, бесился, а кто БЕСится? То-то и оно!

Датский посол повествует: «Мы увидали, как царь, подъехав к одному солдату, несшему шведское знамя, стал безжалостно ру­бить его обнаженным мечом, быть может, за то, что тот шел не так, как хотел царь. Затем царь оста­новил свою лошадь, но все продолжал делать... страш­ные гримасы, вертел головою, кривил рот, заводил глаза, по­дергивал руками и плечами идрыгал взад и вперед ногами». И это в стране, где народ видел царя раз в год, в пышных одеждах, в окружении придворных, торжественно шествующим… А сейчас перед народом был непонятный, злой, непредсказуемый , который лично рубил головы мя­тежным стрельцам, избивал приближенных, участвовал в пытках, дёргался в корчах... ну, кто это?

Наверное, характер само­держца могла бы исправить удачная женитьба. Мать по­добрала ему в невесты Евдо­кию Лопухину, классическую русскую красавицу, скромную и домашнюю. Петр же полюбил раскованное буйное веселье типа того, которое устраивалось в заселенной иностранцами Не­мецкой слободе, или, как ее называли, Кукуе.

Пирушка на Кукуе
Пирушка на Кукуе

Пётр стал от­крыто жить с Анной Монс, ко­торую прозывали «кукуйской царицей», жену сослал в монастырь. Позже увлечение прошло, Пётр менял любовниц, особо не разбираясь в привязанностях, и даже после официальной женитьбы на Марте Скавронской, крещённой Екатериной, о святости семейных уз не задумывался – именно в это время он был одной из любовниц «награждён дурной болезнью», а простота нравов двора привела к тому, что венерические, по словам В.Н. Татищева, стали придворной болезнью, которая с осложнениями мучала царя и свела в могилу.А блуд – одно из отличий сатаны, и это «блудное бесовство» опять говорило о недоброй печати на царе.

Но больше всего поддан­ных смущала не половая рас­пущенность Петра, а отношение к русской культуре и церкви. Немецкие одежды, бритьё бороды, курение табака – ведь всё чужое, непонятное, ненужное!

А после смерти патриарха Адриана царь запретил выборы нового главы церкви и создал Синод – по сути, церковь стала управляться чиновниками. Но самое страшное, отталкивающее – это «Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший со­бор», придуманный царём. Он пародировал как право­славную, так и католическую церковь и вековые обряды.

Начинался он с пьяных развлечений, приуроченных к святочным и масленичным гуляньям, и существовал с на­чала 1690-х годов до смерти царя-реформатора.

А затем был создан ритуал. Главой «собора» считался князь-папа. Интересно сделанное со­временниками описание вы­боров князя-папы. Обнажен­ного Федора Ромодановского опустили в огромный чан, полный вина и пива, а вокруг танцевали и пели на мотив церковных псалмов голые члены собора, мужчины и женщины, периодически к этому чану прикладывавши­еся.

Характер потех «собора» кратко, но с точным изложе­нием фактов описан А.Н. Толстым в романе «Петр Пер­вый»: «Князя Белосельского за строптивость раздели наги­шом и голым его гузном били куриные яйца в лохани. Князю Волконскому свечу забили в проход и, зажгя, пели вокруг его ирмосы. Мазали са­жей и смолой, ставили кверху ногами. Дворянина Ивана Акакиевича Мясного надува­ли мехом в задний проход, от чего он вскоре и помер...»

«Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший со­бор». Рисунок Д. Гордеева
«Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший со­бор». Рисунок Д. Гордеева

Исследователи склонны изящно толковать подобное пове­дение как антицерковное действо, проявление «на­родной смеховой культуры», хотя, в сущности, речь шла о бесчинствах «золотой моло­дежи». И поскольку народ не был осведомлен о тонкостях своей «смеховой куль­туры», неудивительно, что о Петре стали говорить, как об антихристе, который позорит церковь и оскорбляет святыни.

К слову, «заседания» «со­бора» происходили в Москве. В Петербурге, на глазах у Ев­ропы, довольствовались так называемыми ассамблеями, в худшем случае заканчивав­шимися банальными пьянка­ми. Зато пили много, зачастую по несколько дней, и не все это выдерживали. Молодому супругу племянницы царя Анны Иоанновны, 18-летнему герцогу Фридриху Вильгель­му Курляндскому, неумерен­ное употребление спиртного на свадебных торжествах стоило жизни. А отказаться, когда угощал царь, было не­возможно.

Такими гульбищами царь гробил свое здоровье в гораз­до большей степени, чем во­енными походами, маханием топором на верфях и корпением над дипломатическими депешами. А недолеченная «дурная болезнь» стала свое­го рода миной замедленного действия, которая рано или поздно должна была свести его в могилу.

Так сложилась у народа картина бесчинств царя-антихриста, окончательно отделившая массы от власти. Дальше дворянству оставалось жить собственной жизнью, бесконечно отдаляясь от жизни русского народа.